Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Красновой Ольги Юрьевны на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 11 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей магазином "Форум" общества с ограниченной ответственностью "Форум" Красновой Ольги Юрьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2022 года заведующая магазина "Форум" Краснова О.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей в доход государства.
Решением судьи Тюменского областного суда от 11 мая 2022 года постановление судьи изменено, размер назначенного заведующей магазином ООО "Форум" Красновой Ольге Юрьевне административного наказания в виде административного штрафа снижен до 35 000 (тридцати пяти тысяч) рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Краснова О.Ю. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей; право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей закона наделяются полномочиями, в том числе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п "О введении режима повышенной готовности" установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций". Режим повышенной готовности введен в Тюменской области с 18 марта 2020 года.
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; - выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; - организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; - организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; - использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; - ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных) (п. 4.4 СП 3.1.3597-20).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Тюменской области от 11 апреля 2020 года N 5 (действовавшим в период выявления нарушений) работодателям с целью предотвращения заноса и распространения на предприятии (в организации) новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) определено: исключить доступ на предприятие (в организацию) лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами (ремонт и обслуживание технологического оборудования) (пункт 11); при отсутствии столовой - обеспечить прием пищи в специально выделенной комнате с соблюдением социального дистанцирования не менее 1, 5 м и обеспечением условий для соблюдения личной гигиены работающими (наличие раковины для мытья рук с дозатором для обработки рук кожным антисептиком). Преимущественно должна использоваться одноразовая посуда с последующим сбором в плотно закрывающиеся пакеты (пункт 16); обеспечить применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (пункт 19).
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 02 ноября 2021 года проведено обследование территории магазина "Форум" по адресу г. Тюмень, ул. Мелиораторов, д. 1/1, где осуществляет деятельность ООО "Форум", в целях проверки выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.
В ходе проверки установлено нарушение действующих санитарных правил, а именно: отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха; для приема пищи отсутствует специально выделенная комната, прием пищи осуществляется на рабочем месте в прикассовой зоне; на предприятие не исключен доступ лиц, не связанных с его деятельностью, а именно на площадках магазина "Форум" работает торговая точка "Шаурма N1", работники точки пользуются туалетом магазина, а также складским помещением (в складском помещении установлен холодильник для хранения продуктов торговой точки "Шаурма N1"); хранение уборочного инвентаря осуществляется в санитарном узле магазина, при осмотре установлено, что уборочный инвентарь не промаркирован. Приказом генерального директора общества от 31 марта 2021 года установлены меры по профилактике коронавирусной инфекции, контроль исполнения приказа возложен на Краснову О.Ю.
По данному факту в отношении заведующей магазина ООО "Форум" Красновой О.Ю. 26 января 2022 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Красновой О.Ю. данного административного правонарушения подтвержден совокупностью материалов дела. Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Красновой О.Ю. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем кассационным судом установлены основания для изменения обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную 5 ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановление Главного государственного санитарного врача Тюменской области от 11 апреля 2020 года N 5 утратило силу в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.03.2022 N 3 "Об отмене действия постановления о дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области"
Таким образом, требования в части обеспечения применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (пункт 19); обеспечения приема пищи в специально выделенной комнате с соблюдением социального дистанцирования не менее 1, 5 м и обеспечением условий для соблюдения личной гигиены работающими (наличие раковины для мытья рук с дозатором для обработки рук кожным антисептиком) (пункт 16); исключения доступа на предприятие (в организацию) лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами (ремонт и обслуживание технологического оборудования) (пункт 11) отменены, указанная обязанность ответственного должностного лица организации, предприятия на момент рассмотрения дела судами (25 марта 2022 первой инстанции и 11 мая 2022 года судом второй инстанции) отсутствовала, что исключало признание Красновой О.Ю. виновной в нарушении п. 11, 16, 19 Постановления Главного государственного санитарного врача Тюменской области от 11 апреля 2020 года N 5.
Требования к содержанию территории, помещений, инвентаря и оборудования в части маркировки инвентаря и его хранения, установленные п. 10.6 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 ноября 2020 года N 36, а также исполнения мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции установленные п. 4.4 СП 3.1.3597-20, утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N15 являются действующими на момент рассмотрения дела кассационным судом.
Неисполнение данных обязанностей образует объективную сторону предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения.
Изменение состоявшихся по делу судебных актов не влечет изменение назначенного Красновой О.Ю. наказания, поскольку оно назначено ниже предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о необходимости переквалификации действий заведующей магазина "Форум" Красновой О.Ю. на ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основан на ошибочном толковании норм права, вмененное противоправное бездействие образует нарушение противоэпидемических мероприятий, а не правил поведения при введении режима повышенной готовности, установленных на территории субъекта, поэтому деяние должностного лица правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу только в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено, в рассматриваемом случае не применимы.
Как видно из материалов дела, постановление судьи Тюменского областного суда от 11 мая 2022 года (УИН 14100000004498268) исполнено, наложенный административный штраф уплачен Красновой О.Ю. 31 мая 2022 года, что подтверждается чеком по операции (л.д. 70).
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу Красновой О.Ю. удовлетворить частично.
Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 11 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей магазином "Форум" общества с ограниченной ответственностью "Форум" Красновой Ольги Юрьевны, изменить. Исключить указание на нарушение Красновой О.Ю. п.п. 11, 16, 19 Постановления Главного государственного санитарного врача Тюменской области от 11 апреля 2020 года N 5.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.