Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Круговых Данилы Викторовича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года, решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05 мая 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 29 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности главного "данные изъяты" ООО Челябинский лакокрасочный завод "Фест-Про" Круговых Данилы Игоревича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты". от 23 декабря 2021 года N 1051-2021 исполняющий обязанности главного "данные изъяты" ООО Челябинский лакокрасочный завод "Фест-Про" (ООО ЧЛЗ "Фест-Про", общество) Круговых Д.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05 мая 2022 года (N12-151/2022), оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 29 июня 2022 года (N 7-670/2022), постановление должностного лица изменено, снижен штраф до 20 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Круговых Д.И. просит отменить вынесенные по делу акты, считая их незаконными.
Изучив материалы судебного дела и дела об административном правонарушении, поступивших в суд кассационной инстанции 19 сентября 2022 года, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Федеральный закон от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) установилправовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данным разрешением, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, в частности - в атмосферный воздух - является обязательным для хозяйствующих субъектов.
В силу пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, ООО ЧЛЗ "Фест-Про" зарегистрировано в качестве юридического лица, является средним предприятием, общество осуществляет свою деятельность по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5. Деятельность ООО ЧЛЗ "Фест-Про" связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании решения руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 487-рш от 23 ноября 2021 года, плана контрольно-надзорной деятельности Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на 2021 год была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО ЧЛЗ "Фест-Про".
В ходе проверки установлено: ООО ЧЛЗ "Фест-Про" осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке 75-0174-002535-П (1 категория) на основании разрешения N 484 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), выдано на основании приказа Управления Росприроднадзора по Челябинской области, срок действия с 15 сентября 2014 по 14 сентября 2019 года.
Согласно сведениям статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) за 2020 год, всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ -19, 994 тонн, в том числе твердых 0, 286 тонн, газообразных и жидких -19, 7082 тонн.
В период с 15 сентября 2019 года по настоящее время ООО ЧЛЗ "Фест-Про" осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Осуществляя хозяйственную деятельность, связанную с причинением вреда окружающей среде, должностное лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
В соответствии с приказом N "данные изъяты" года об установлении доплаты за совмещение должности Круговых Д.И. назначен и.о. главного "данные изъяты" ООО ЧЛЗ "Фест-Про". Согласно п. 2.43 должностной инструкции, он обязан организовывать и контролировать своевременное оформление разрешения на выбросы, лимиты на размещение отходов.
Таким образом, Круговых Д.И, являясь должностным лицом, ответственным за состояние окружающей среды в ООО ЧЛЗ "Фест-Про", в период с 15 сентября 2019 года по настоящее время (момент проведения проверки) допустил осуществление предприятием выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Факт совершения и.о главного "данные изъяты" ООО ЧЛЗ "Фест-Про" Круговых Д.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении N 1051-2021 от 16 декабря 2021 года, актом выездной проверки от 10 декабря 2021 года, предписанием об устранении нарушений от 10 декабря 2021 года, разрешением на выброс вредных веществ N 484 от 29 октября 2014 года и другими материалами дела, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что и.о главного "данные изъяты" ООО ЧЛЗ "Фест-Про" Круговых Д.И. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Вопреки доводам жалобы субъект, эксплуатирующий объекты I категории, должен получить новое разрешение на выброс вредных веществ до получения комплексного экологического разрешения, как на то обоснованно указано судами первой и второй инстанций (пункты 1, 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды).
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях и.о главного "данные изъяты" ООО ЧЛЗ "Фест-Про" Круговых Д.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, вынесшим постановление, и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах.
Таким образом, Круговых Д.И. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 8.21 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Постановление N 1051-2021 государственного инспектора РФ, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении и.о. главного "данные изъяты" ООО ЧЛЗ "Фест-Про" Круговых Д.И. вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание Круговых Д.И. назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Судьей районного суда изменено постановление должностного лица в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 20 000 рублей на основании части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом имущественного и семейного положения Круговых Д.И.
При рассмотрении жалоб Круговых Д.И. на постановление судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора РФ, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года, решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05 мая 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 29 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности главного "данные изъяты" ООО Челябинский лакокрасочный завод "Фест-Про" Круговых Данилы Игоревича оставить без изменения, жалобу Круговых Д.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.