Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу Лизуновой Татьяны Николаевны на вступившее в законную силу решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 03 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" отдела охраны окружающей среды управления акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" Лизуновой Татьяны Николаевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N830-2021 от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменением решением судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 03 февраля 2022 года, "данные изъяты" отдела охраны окружающей среды управления акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - АО "Учалинский ГОК") Лизунова Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе на вступившее в законную силу решение районного суда от 03 февраля 2022 года Лизунова Т.Н. просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд города Челябинска для соблюдения правил подсудности.
27 сентября 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В отношении АО "Учалинский ГОК" на основании решения заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена плановая проверка в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), в ходе которой выявлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, а именно с августа по декабрь 2019 года АО "Учалинский ГОК" на объекте негативного воздействия "данные изъяты", Межозерная промплощадка, допущено превышение нормативов допустимого воздействия на водный объект при сбросах сточных вод посредством выпуска N 1 в вдхр. на р. Ялшанка с содержанием загрязняющих веществ, превышающим нормативы качества сбрасываемых сточных вод; допущен сброс сточных вод с января 2018 года по июнь 2021 года посредством выпуска N2 в водный объект р. Узельга с содержанием загрязняющих веществ, превышающим нормативы качества сбрасываемых сточных вод.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для привлечения "данные изъяты" отдела охраны окружающей среды управления АО "Учалинский ГОК" Лизуновой Т.Н. к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ на основании постановления должностного лица, оставленного без изменения решением судьи районного суда.
Вместе с тем, принятое судьей районного суда решение по делу об административном правонарушении признать законным нельзя.
28 сентября 2021 года государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении в отношении Лизуновой Т.Н.
15 ноября 2021 года главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Лизуновой Т.Н. на 15.00 часов 29 ноября 2021 года в Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора по адресу: город Челябинск, улица Елькина, дом N75, кабинет 106, где и принято в последующем постановление.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ. Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 названного кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с этой нормой жалоба на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Челябинской области от 29 ноября 2021 года N 830-2021 подлежала рассмотрению по месту рассмотрения дела об административном правонарушении - Советским районным судом города Челябинска.
Таким образом, жалоба Лизуновой Т.Н. на постановление должностного лица от 29 ноября 2021 года рассмотрена судьей Верхнеуральского районного суда Челябинской области с нарушением правил территориальной подсудности.
Процедуры пересмотра принятых судами решений закреплены в процессуальном законодательстве в целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное судьей районного суда нарушение требований КоАП РФ носит существенный характер.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 623ОП и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 03 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в отношении "данные изъяты" отдела охраны окружающей среды управления АО "Учалинский ГОК" Лизуновой Т.Н, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Советский районный суд города Челябинска.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с выводами, сформулированными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 03 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" отдела охраны окружающей среды управления акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" Лизуновой Татьяны Николаевны отменить.
Дело направить на новое рассмотрение Советский районный суд города Челябинска.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.