Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" Керетивчина Г.М. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, главного специалиста государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-501/2021 от 23 сентября 2021 года, решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, главного специалиста государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-501/2021 от 23 сентября 2021 года общество с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" (далее - ООО "РН-Пурнефтегаз") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2022 года (N 12-18/2022), оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года (N 7-106/2022), постановление должностного лица N 03/4-501/2021 от 23 сентября 2021 года изменено, из описательно-мотивировочной части постановления исключены выводы об отсутствии у ООО "РН-Пурнефтегаз" паспорта отхода - тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 51 4), снижен размер назначенного штрафа до 210 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, а также в дополнениях к ней, представитель общества просит об отмене постановления должностного лица, а также судебных решений.
Изучив материалы дела судебного дела, а также дела об административном правонарушении, поступивших в суд кассационной инстанции 07 сентября 2022 года, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности установлены Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1026.
Согласно пункту 6 Порядка N 1026 для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора 22 мая 2017 года N 242, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к Порядку N 1026
Согласно пункту 4 Порядка N 1026 индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года N 1027.
Как следует из материалов дела, 21 июля 2021 года на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 мая 2021 года N 303, от 07 июня 2021 года N 323, по поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 года NВА П11-8315 проведена внеплановая выездная проверка ООО "РН-Пурнефтегаз", в том числе Тарасовского нефтегазоконденсатного месторождения, где общество осуществляет свою деятельность. Согласно акту проверки N 032-2021-в/А от 21 июля 2021 года выявлены нарушения требований природоохранного законодательства:
- отсутствует паспорт отхода - подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО 9 11 201 11 31 4) (п. 122 таблицы нарушений, отраженной в акте проверки);
- отсутствует паспорт отхода - тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4) (п. 125 таблицы нарушений, отраженной в акте проверки).
Судья районного суда, с которым согласился судья окружного суда, исключил из состава правонарушения второй пункт нарушения, придя к выводу, что в материалы дела представлена копия паспорта отходов - тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4). При этом снизил назначенный обществу административный штраф до 210 000 рублей. Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.
Факт совершения ООО "РН-Пурнефтегаз" административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, сведенные к мнению заявителя о невозможности отнесения попутно добываемой обществом воды к подтоварной воде и значит не может являться отходом, являлись предметом проверки предыдущих инстанций и правомерно отклонены.
Общество осуществляет деятельность на Тарасовском нефтегазоконденсатном месторождении, продукцией которого является дегазированная обезвоженная нефть с остаточным содержанием воды 2%. Выделенная пластовая вода с содержанием нефтепродуктов до 40 мг/дм3 используется в системе поддержания пластового давления. Надзорный орган пришел к правильному выводу о том, что в данном случае речь идет о подтоварной воде, являющейся смесью воды с нефтью и другими примесями, и образуемой при разделении нефтяной эмульсии. Поскольку данная подтоварная вода накапливается и через промысловые трубопроводы поступает в систему поддержания пластового давления, Управлением Росприроднадзора был правильно определен вид данного отхода, как подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%.
Из акта проверки следует, что в рамках проведения проверки произведен отбор проб отхода с КНС-11 и КНС-14 (подтоварная вода).
Экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора N 67 от 19 июля 2021 года установлено, что указанный отход можно отнести к коду ФКО 9 11 201 11 31 4 - подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%. Экспертное заключение представлено в материалы дела на диске, приобщенном в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей суда автономного округа.
Указанное свидетельствует о том, что в процессе хозяйственной деятельности общества образуются отходы, следовательно, у юридического лица возникает обязанность в соответствии с действующим законодательством осуществить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Паспорта на образованные в результате деятельности предприятия отходы - подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО 9 11 201 11 31 4), не были разработаны и не были предоставлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности общества.
Ссылки в жалобе на иные судебные акты, рассмотренные арбитражными судами не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов, поскольку при их вынесении учитывались иные обстоятельства, отличные от установленных по настоящему делу.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание ООО "РН-Пурнефтегаз" назначено в соответствии с санкцией части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб на постановление судьями районного и окружного судов дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона, в том числе положениям статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводам жалобы дана надлежащая правая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, главного специалиста государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-501/2021 от 23 сентября 2021 года, решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" Керетивчина Г.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.