Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Сбербанк России" Белогузовой Ю.В., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Районного отделения судебных приставов Восточного административного округа г. Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от 22 декабря 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Сбербанк России",
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава Районного отделения судебных приставов Восточного административного округа г. Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года (N 12-98/2022), решением судьи Тюменского областного суда от 13 апреля 2022 года (21-150/2022), публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "Сбербанк России" Белогузова Ю.В, выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указав на процессуальные нарушения в ходе составления протокола об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 07 сентября 2022 года.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 10 статьи 65 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" (Федеральный закон N 229-ФЗ) при производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ г. в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 - 3 части 9 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 13 декабря 2021 года в отделение Западно-Сибирского отделения N 8647 ПАО "Сбербанк России" вручено требование о предоставлении выписки о движении денежных средств по счету "данные изъяты", принадлежащего должнику "данные изъяты" "данные изъяты", в срок до 16 декабря 2021 года. Требование получено специалистом банка, принято за номером "данные изъяты", по состоянию на 17 декабря 2021 года не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ПАО "Сбербанк России" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ.
Должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении и судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица, пришли к выводу о том, что виновность юридического лица в совершении данного административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Судья областного суда согласился с выводами должностного лица и судьи районного суда о наличии состава административного правонарушения, вмененного ПАО "Сбербанк России", отклонив при этом доводы жалобы о ненадлежащем извещении законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, указав, что Западно-Сибирское отделение N 8647 ПАО "Сбербанк России" является территориальным структурным подразделением банка, возглавляемым управляющим, действующим на основании доверенности, и пришел к выводу о том, что законный представитель ПАО "Сбербанк России" о месте времени составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении были извещены.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Из материалов дела усматривается, что 13 декабря 2021 года в ПАО "Сбербанк России" - отделение N 069 Западно-Сибирского отделения N 8647 ПАО "Сбербанк России" направлено требование о предоставлении выписки о движении денежных средств по счету "данные изъяты", принадлежащего должнику "данные изъяты" "данные изъяты", в срок до 16 декабря 2021 года.
В указанном требовании содержится указание на то, что в случае неисполнения настоящего требования явиться 17 декабря 2021 года к 10 часам 00 минутам к судебному приставу-исполнителю "данные изъяты". по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 5 каб. 308, для решения вопроса о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Неявка лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не является препятствием для его рассмотрения в отсутствие виновного лица.
Требование получено специалистом структурного подразделения банка за номером "данные изъяты".
17 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении ПАО "Сбербанк России" составлен протокол N 316/21/72029-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ в отсутствие законного представителя юридического лица, либо его защитника.
20 декабря 2021 года в адрес ПАО "Сбербанк России" направлены уведомления о том, что исправление описки в деле об административном правонарушении в рамках протокола N 316/21/72029-АП состоится в 09 часов 00 минут 22 декабря 2021 года по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 5 каб. 308 и что рассмотрение дела об административном правонарушении в рамках протокола N 316/21/72029-АП состоится в 10 часов 00 минут 22 декабря 2021 года по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 5 каб. 308.
Уведомления вручены 20 декабря 2021 года в отделе документооборота УРМ Тюмень ПАО Сбербанк.
22 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении ПАО "Сбербанк России" составлен протокол N 316/21/72029-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ в отсутствие законного представителя юридического лица, либо его защитника.
22 декабря 2021 года врио начальника отделения - старшего судебного пристава Районного отделения судебных приставов Восточного административного округа г. Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области в отношении ПАО "Сбербанк России" вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
При этом согласно материалам дела законный представитель ПАО "Сбербанк России" не извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ. Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что указанному лицу направлялось соответствующее извещение, в материалах дела не содержится.
Следует отметить, что должностное лицо не было лишено возможности заблаговременно известить юридическое лицо о месте и времени составления протокола об административном правонарушении иным способом, в том числе телеграммой, телефонограммой, на адрес электронной почты.
С учетом изложенного протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица или его защитника, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований названного кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу постановлений должностного лица и решения судьи районного суда.
Однако нижестоящими судебными инстанциями приведенные выше обстоятельства и нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, оставлены без внимания.
Такое разрешение дела и жалоб на постановление о назначении административного наказания не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких данных постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Районного отделения судебных приставов Восточного административного округа г. Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от 22 декабря 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 13 апреля 2022 года, вынесенные в отношении ПАО "Сбербанк России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Районного отделения судебных приставов Восточного административного округа г. Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от 22 декабря 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Сбербанк России" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.