Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу Толстова Тараса Викторовича на вступившие в законную силу постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N02-05/81-21 от 12 августа 2021 года, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13 января 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 29 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Толстова Тараса Викторовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-05/81-21 от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения решениями судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13 января 2022 года и судьи Пермского краевого суда от 29 марта 2022 года, индивидуальный предприниматель Толстов Т.В. (далее - ИП Толстов Т.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление и судебные акты ИП Толстов Т.В. просит их отменить и прекратить производство по делу.
14 сентября 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу частей 1 и 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным кодексом.
Положениями статьи 16 ЛК РФ (в редакции на момент совершения правонарушения) определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу) (часть 1).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3).
Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N474 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утративших силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N1132, (далее - Правила заготовки древесины), заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением указанных в данной норме случаев).
Частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21), следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Согласно статьей 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что 17 декабря 2008 года между Агентством по природопользованию Пермского края (далее - Агентство) и ИП Толстовым Т.В. заключен договор аренды лесного участка N "данные изъяты", по которому ИП Толстову Т.В. для заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок площадью 829 га с местоположением: "данные изъяты"; срок действия договора с "данные изъяты" года.
На основании решения Арбитражного суда Пермского края от 08 сентября 2020 года N А50-13471/2020, вступившим в законную силу 11 декабря 2020 года, договор аренды расторгнут.
Согласно лесной декларации N0183/1 от 05 марта 2019 года с приложением N1 в период с 06 марта 2019 года по 05 марта 2020 года ИП Толстов Т.В. осуществлял заготовку древесины способом сплошных рубок на делянке 2 в выделе 8 квартала 54 Болшесосновского участкового лесничества Очерского лесничества (площадь лесосеки 7, 2 га, хозяйство хвойное, вырубаемая порода "ель" 522 м3, "пихта" 314 кбм, "береза" 97 м3, "липа" 117 м3, всего 1050 м3).
В соответствии с расчетом кубомассы вырубленной древесины по итогам перечета, фактический объем изъятой древесины на делянке 2 в выделе 8 квартала 54 Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества составил по породе "ель" 995, 89 м3.
11 ноября 2020 года и.о. лесничего Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества "данные изъяты" составлен акт о лесонарушении N 17, согласно которому на названном выше лесном участке выявлено лесонарушение, выразившееся в рубке с превышением задекларированного объема древесины, согласно примечанию к которому объем вырубленных деревьев породы "ель" составил 995, 89 м3, что превышает задекларированный для рубки объем (превышение на 473, 89 м3).
При таких обстоятельствах сделан вывод о незаконной рубке лесных насаждений на вышеуказанном лесном участке, превышении отраженных в лесной декларации площади рубки и объема лесных насаждений.
По факту незаконной рубки лесных насаждений ИП Толстов Т.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии ИП Толстова Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы заявителя о том, что вырубкой леса занимался "данные изъяты" на основании соглашения об уступки прав аренды лесного участка, в связи с чем ИП Толстов Т.В. необоснованно привлечен к административной ответственности, являлись предметом тщательной проверки при пересмотре дела судебными инстанциями и были обоснованно отклонены.
Судами установлен факт вырубки лесных насаждений с превышением разрешенного объема рубки лесных насаждений.
Объективная сторона правонарушения, установленного в части 1 статьи 8.28 КоАП РФ выражается в незаконной рубке, повреждении лесных насаждений или самовольном выкапывании в лесах деревьев, кустарников, лиан. При этом незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования.
Так, в ходе рассмотрения дела, судьи нижестоящих судов правомерно пришли к выводу, что Толстов Т.В. допустил на выделенном участке рубку деревьев с нарушением объема.
Вопреки позиции заявителя, доказательств иного объема вырубленных деревьев в материалы дела об административном правонарушении не представлено.
Указание в жалобе на истечение срока давности привлечения к административной ответственности со ссылкой на произведенную вырубку деревьев в период с 05 марта 2019 года по 05 марта 2020 года, не может быть принято во внимание.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Поскольку правонарушение выявлено 02 ноября 2020 года, а постановление о привлечении Толстова Т.В. к административной ответственности вынесено 12 августа 2021 года, суды признали, что оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного законом срока.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что ИП Толстов Т.В. имел реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем была допущена незаконная рубка лесных насаждений на территории Очерского лесничества, на которой ИП Толстов Т.В. в соответствии с договором осуществлял работы по заготовке древесины. Указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами. В рассматриваемом случае обязанность лица по соблюдению установленных требований лесного законодательства РФ при проведении работ по заготовке леса следует из императивных требований закона и принятых Толстовым Т.В. на себя обязательств на основании договора аренды лесного участка от 17 декабря 2008 года.
Несогласие заявителя с данной судьями правовой оценкой его действий не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Сомнений в правильности квалификации действий ИП Толстова Т.В. не имеется. В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Иным доводам жалобы, в том числе о прекращении ИП Толстовым Т.В. предпринимательской деятельности, судьями была дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
Право ИП Толстова Т.В. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-05/81-21 от 12 августа 2021 года, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13 января 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 29 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Толстова Тараса Викторовича оставить без изменения, жалобу Толстова Тараса Викторовича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.