Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сунгурова Юрия Ивановича, Носовой Надежды Ивановны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 апреля 2022 года по административному делу N2а-9837/2021 по административному иску Вотиновой Марины Владимировны, Сунгурова Юрия Ивановича, Носовой Надежды Ивановны, Рязановой Марии Георгиевны, Алексеевой Нины Ивановны, Ильиных Александра Владимировича, Меженной Анастасии Андреевны, Халилова Сабир Гейдар оглы, Кулагина Андрея Геннадьевича, Егоровой Людмилы Ивановны, Панова Тимофея Александровича, Ахалая Светланы Ильиничны, Безноскова Алексея Ивановича, Шариповой Ойбиби Зариповны, Пекарь Виктора Николаевича, Денисова Андрея Константиновича, Жемчужникова Бориса Васильевича к Управлению Росреестра по Тюменской области, администрации г. Тюмени о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Вотинова М.В, Сунгуров Ю.И, Носова Н.И, Рязанова М.Г, Алексеева Н.И, Ильиных А.В, Меженная А.А, Халилов С.Г, Кулагин А.Г, Егорова Л.И, Панов Т.А, Ахалая С.И, Безносков А.И, Жемчужников Б.В, Шарипова О.З, Пекарь В.Н, Денисов А.К. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Тюменской области, администрации г. Тюмени о возложении обязанности на администрацию г. Тюмени в течении 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в Управление Росреестра по Тюменской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения о 58 земельных участках, расположенных по адресу: "данные изъяты", включенных в границы населенного пункта город Тюмень; возложении обязанности на Управление Росреестра по Тюменской области осуществить перевод указанных земельных участков из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов и в течении 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу внести изменения в сведения ЕГРН о категории земельных участков.
Требования административные истцы мотивировали тем, что из распоряжения администрации г. Тюмени N 282 от 26 февраля 2009 года и приказа Департамента земельных ресурсов от 29 июня 2009 года N 176 следует, что земельные участки истцов с 01 января 2009 года включены в границы муниципального образования городской округ город Тюмень и находятся в границах данного населенного пункта (г.Тюмени), Правилами землепользования и застройки города Тюмень им определена территориальная зона сельскохозяйственного использования, некоторым участкам присвоен адрес - "данные изъяты", земельные участки включены в генеральный план города Тюмени. Считают, что указанные правовые акты органа исполнительной власти являются актом о переводе земель или земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 21 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 апреля 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 20 июня 2022 года), Сунгуров Ю.И. и Носова Н.И. выражают несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаются на неправильное применение судами норм материального права, просят отменить указанные судебные акты, принять новое решение.
В возражениях на кассационную жалобу администрация города Тюмени указала на то, что судебные акты являются законными, а доводы кассационной жалобы являются необоснованными.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в кадастровом квартале "данные изъяты", категория принадлежащих истцам 58 земельных участков - земли сельскохозяйственного назначения.
Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, административные истцы указали на то, что согласно распоряжения администрации г. Тюмени N 282 от 26 февраля 2009 года и приказа Департамента земельных ресурсов от 29 июня 2009 года N 176, их земельные участки включены в границы муниципального образования городского округа город Тюмень и находятся в границах этого населенного пункта (г.Тюмень), указанные земельные участки включены в генеральный план города Тюмени, вместе с тем, в сведениях ЕГРН информация о том, что земельные участки переведены из одной категории в другую (из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов) отсутствуют.
При рассмотрении дела судами установлено, что Правительством Тюменской области было издано постановление от 15 октября 2007 N 243-п "О включении земельных участков в границы населенного пункта город Тюмень", согласно которому ряд земельных участков был включен в границы населенного пункта город Тюмень с переводом их в категорию "земли населенных пунктов" согласно приложению. Судами установлено, что земельные участки административных истцов, расположенные в кадастровом квартале "данные изъяты", в указанном приложении отсутствуют.
Генеральный план городского округа город Тюмень утвержден Решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9.
Согласно пункту 1 решения Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9, генеральный план городского округа город Тюмень утвержден на период до 2040 года в составе, в том числе, следующих материалов: карта границ населенного пункта город Тюмень, входящего в состав городского округа город Тюмень (подпункт 3 пункта 1, приложение 7 к решению Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9).
При этом судами установлено, что исходя из указанной карты, населенный пункт город Тюмень входит в состав муниципального образования городской округ город Тюмень - город Тюмень, при этом границы территории муниципального образования городской округ город Тюмень и населенный пункт город Тюмень не совпадают и отделяются друг от друга земельными участками различных категорий земель.
Администрацией г. Тюмени было издано распоряжение N 282 от 26 февраля 2009 года "О перечнях земельных участков", которым было предписано Департаменту земельных ресурсов администрации города Тюмени в срок до 01 июля 2009 года подготовить и утвердить приказами перечни земельных участков, включенных в границы муниципального образования городской округ город Тюмень и границы населенного пункта город Тюмень, с описанием город Тюмень с 01 января 2009 года; направить сведения по включенным в перечни земельным участкам в соответствии с кадастровым делением территории в Управление Росреестра по Тюменской области.
На основании указанного распоряжения Департаментом земельных ресурсов администрации города Тюмени издан приказ N 176 от 29 июня 2009 года "О перечнях земельных участков", которым утвержден перечень земельных участков, включенных в границы муниципального образования городской округ город Тюмень с описанием город Тюмень с 01 января 2009 года, расположенных в кадастровом квартале "данные изъяты".
При этом, судами установлено, что названным перечнем принадлежащие административным истцам земельные участки, которые ранее находились на территории муниципального образования Тюменский муниципальный район, включены в границы муниципального образования городской округ город Тюмень, а не в границы населенного пункта город Тюмень. Также согласно генеральному плану города Тюмени, принадлежащие истцам земельные участки, расположенные в кадастровом квартале "данные изъяты", расположены в границах муниципального образования городской округ город Тюмень, но находятся за границами населенного пункта город Тюмень.
Установив, что принадлежащие административным истцам земельные участки не включены в границы населенного пункта города Тюмень, суды, руководствуясь положениями статьи 7, части 1 статьи 77, части 1 статьи 83, части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 18, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При установленных по данному делу фактических обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводом судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выражая несогласие с выводами судов, податели кассационной жалобы со ссылкой на положения статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указали на то, что земель, находящихся за границами населенных пунктов, содержаться в генеральном плане не может, при включении земельных участков административных истцов в генеральный план городского округа Тюмень они автоматически изменили категорию земель с земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В силу пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в том числе, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Вышеприведенные доводы кассационной жалобы, со ссылкой на генеральный план городского округа город Тюмень, о том, что в отношении вышеуказанных земельных участков была изменена категория земель с "сельскохозяйственного назначения" в земли населенных пунктов, несостоятельны, опровергаются исследованными судами доказательствами, в том числе содержанием указанного генерального плана городского округа город Тюмень, распоряжения администрации г. Тюмени N 282 от 26 февраля 2009 года и приказа Департамента земельных ресурсов от 29 июня 2009 года N 176, согласно которым вышеуказанные земельные участки включены в границы муниципального образования городской округ город Тюмень, а не в границы населенного пункта город Тюмень. Сведений о принятии решений о переводе указанных земельных участков в иную категорию (земли населенных пунктов), материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, ссылки в жалобе на Правила землепользования и застройки город Тюмень и заключение кадастрового инженера, в отсутствие правовых актов, свидетельствующих о переводе в установленном порядке земельных участков административных истцов из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", не опровергают выводы судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административных истцов. Оснований для того, чтобы не принимать во внимание вышеуказанную документацию территориального планирования, которая не содержит сведений о включении вышеуказанных земельных участков, принадлежащих административным истцам, в границы населенного пункта город Тюмень, переводе земельных участков административных истцов из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", у судов не имелось. В предмет судебной проверки в рамках настоящего административного дела не входила проверка законности указанной документации территориального планирования.
Так, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую (пункты 8, 11 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Учитывая установленные судами фактические обстоятельства по делу и приведенное правовое регулирование, оснований не согласиться с выводами судов об отсутствии правовых оснований для возложения, как того просили административные истцы, на администрацию г. Тюмени обязанность направить в Управление Росреестра по Тюменской области сведения о земельных участках административных истцов, включенных в границы населенного пункта город Тюмень, а на Управление Росреестра по Тюменской области - осуществить перевод указанных земельных участков из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов, у судебной коллегии не имеется.
Вопреки доводам жалобы, выводы судебных инстанций основаны на фактических обстоятельствах настоящего спора и системном толковании положений приведенного законодательства с учетом его целей и порядка применения.
Мнение административных истцов Сунгурова Ю.И. и Носовой Н.И. в кассационной жалобе о том, что судом первой инстанции было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства представителя административных истцов о приобщении к материалам дела заявления третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, основанием для отмены судебных актов не является, отказ в удовлетворении ходатайства нарушений прав и законных интересов подателей кассационной жалобы не повлек. Доводы подателей кассационной жалобы обратного не подтверждают.
Ссылки в кассационной жалобе на судебные акты, принятые по иным делам, предметом рассмотрения которых являлись иные требования, основанием к отмене вынесенных судебных актов по данному административному делу в кассационном порядке служить не могут.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемых судебных актов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сунгурова Юрия Ивановича, Носовой Надежды Ивановны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 22 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.