Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-10/2022 по иску Шуваловой Елены Владимировны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Шуваловой Елены Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шувалова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ОПФР по Свердловской области) о включении в специальный стаж периодов работы с 05 сентября 1994 года по 03 сентября 1997 года (2 года 11 месяцев 29 дней) в должности воспитателя в детском комбинате N 557 на заводе "Каучук"; с 09 сентября 2004 года по 12 января 2005 года (4 месяца 4 дня), с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года (2 года 3 месяца 2 дня), с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года (6 лет 7 месяцев 5 дней) в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" в должности воспитателя стационарного отделения; с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года (8 месяцев 26 дней) в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" в качестве инструктора по трудовому обучению; с 18 июля 2002 года по 02 июня 2004 года (2 года 3 месяца 13 дней), период получения высшего профессионального образования в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Московский государственный открытый университет" по специальности "педагогика и психология" и дополнительного образования в автономном некоммерческом объединении дополнительного профессионального образования "Московская академия профессиональных компетенций" по специальности дефектология; с 14 июня 2018 года по 14 августа 2018 года (2 месяца 1 день) в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат N6,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы" в должности педагога-организатора и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 06 июля 2021 года.
В обоснование требований указала, что 14 марта 2021 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга (далее по тексту УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В назначении пенсии решением УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга от 09 июня 2021 года N 245571/21 ей отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Полагает необоснованным и незаконным не включение в ее специальный стаж указанных периодов работы... Настаивает на том, что в указанные периоды она осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей (детский сад), а также в учреждениях социального обслуживания, в которых находились дети от трех до восемнадцати лет, изъятые из неблагополучных семей, она выполняла те же должностные обязанности, что и воспитатели в детских садах и школах, с учетом спорных периодов у нее имеется необходимый для назначения пенсии 25-летний стаж педагогической работы.
Решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 22 февраля 2022 года исковые требования Шуваловой Е.В. удовлетворены частично. На ОПФР по Свердловской области возложена обязанность принять к зачету по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в стаж Шуваловой Е.В. дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 05 сентября 1994 года по 03 сентября 1997 года в должности воспитателя в детском комбинате на заводе "Каучук"; с 09 сентября 2004 года по 12 января 2005 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года и с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года в должности воспитателя в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центра социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга"; с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года в должности инструктора по трудовому обучению в стационарном отделении в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 мая 2022 года решение Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 22 февраля 2022 года отменено в части возложения на ОПФР по Свердловской области обязанности принять к зачету по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в стаж Шуваловой Е.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 09 сентября 2004 года по 12 января 2015 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года и с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года в должности воспитателя в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", а также с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года в должности инструктора по трудовому обучению в стационарном отделении Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга". В отмененной части принято новое решение об отказе Шуваловой Е.В. в удовлетворении указанных требований В остальной части решение Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 22 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шувалова Е.В. просит отменить апелляционное определение, полагая его незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает доводы жалобы обоснованными.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Шувалова Е.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 29 мая 1998 года.
14 марта 2021 года Шувалова Е.В, "данные изъяты" года рождения, обратилась в УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга от 09 июня 2021 года N 245571/21 в удовлетворении заявления истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Зачтенный пенсионным органом специальный стаж истца на момент ее обращения за назначением пенсии составил 10 лет 09 месяцев 18 дней.
При этом в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы истца: с 05 сентября 1994 года по 03 сентября 1997 года в должности воспитателя в детском комбинате N 557 на заводе "Каучук"; с 09 сентября 2004 года по 12 января 2005 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года, с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" в должности воспитателя стационарного отделения; с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" в качестве инструктора по трудовому обучению, с 14 июня 2018 года по 14 августа 2018 года в Государственном общеобразовательном учреждении Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат N8, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы в должности педагога- организатора.
Из трудовой книжки истца следует, что 20 сентября 1988 года принята на работу помощником воспитателя в детский комбинат N454 Свердловского шинного завода, 01 декабря 1988 года переведена воспитателем в том же комбинате, 02 сентября 1994 года уволена по собственному желанию; 05 сентября 1994 года принята работу воспитателем в детском комбинате N557 завода Каучук, 03 сентября 1997 года уволена в связи с сокращением штата; 04 февраля 1999 года принята на работу продавцом-кассиром в общество с ограниченной ответственностью "Пальмира Екатеринбург", 06 июля 2000 года уволена по собственному желанию; 17 июля 2002 года принята на работу продавцом-кассиром в общество с ограниченной ответственностью "Пальмира Екатеринбург-96", 18 июля 2002 уволена по собственному желанию; 18 июля 2002 года принята на работу продавцом-кассиром в филиал общества с ограниченной ответственностью "Пальмира МТ", 23 июля 2002 года переведена на должность старшего продавца, 31 мая 2003 года уволена в порядке перевода в общество с ограниченной ответственностью "Пальмира Екатеринбург", 01 июня 2003 года принята на работу старшим продавцом в общество с ограниченной ответственностью "Пальмира Екатеринбург" в порядке перевода из филиал общества с ограниченной ответственностью "Пальмира МТ", 02 июня 2004 года уволена по собственному желанию; 09 сентября 2004 года принята на работу воспитателем в Муниципальное учреждение "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", 13 января 2005 года переведена с должности воспитателя на должность инструктора по трудовому обучению 1 разряда стационарного отделения, 20 марта 2006 года Муниципальное учреждение "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" переименовано в Государственное областное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", 15 октября 2006 года переведена на должность воспитателя 10
разряда ЕТС, 20 марта 2008 года принята в стационарное отделение педагогом-психологом 8 разряда ЕТС по совместительству, 24 февраля 2009 года уволена с должности по совместительству по собственному желанию, 11 ноября 2011 года Государственное областное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" переименовано в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", 30 октября 2015 года уволена по собственному желанию; 06 ноября 2015 года принята на работу воспитателем в детский сад N584, 31 августа 2017 года трудовой договор прекращен с истечением срока трудового договора; 01 сентября 2017 года принята на работу воспитателем в Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат N6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", 14 июня 2018 года переведена на должность педагога-организатора, 03 сентября 2018 года уволена по собственному желанию.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", разъяснениями Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, исходил из того, что факт работы истца в детском комбинате на заводе Каучук в должности воспитателя в период с 05 сентября 1994 года по 03 сентября 1997 года подтверждается записями в трудовой книжке, а также архивной справкой о начислении Шуваловой Е.В. заработной платы за период с января 1994 по сентябрь 1997; в период с 01 января 1976 года и до 01 января 2003 года действовал Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства", содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, в том числе, учреждения дошкольного воспитания, куда относились детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, в связи с чем пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периода работы воспитателем в детском комбинате на заводе Каучук в должности воспитателя в период с 05 сентября 1994 года по 03 сентября 1997 года.
Разрешая требование о включении в специальный стаж периодов работы с 09 сентября 2004 года по 12 января 2005 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года, с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" в должности воспитателя стационарного отделения, суд первой инстанции, исходил из того, что согласно должностной инструкции воспитателя стационарного отделения центра социальной помощи семье и детям Чкаловского района г. Екатеринбурга, в обязанности истца входила работа только с детьми в образовательных и воспитательных процессах; в уточняющей справке работодателем указано, что Шувалова Е.В. работала на полную ставку воспитателем стационарного отделения; с 08 октября 2005 года по 22 ноября 2006 года предоставлялся отпуск по уходу за ребенком, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец осуществляла педагогическую деятельность с детьми в учреждении социальной защиты для детей, работа в котором дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и наличии правовых оснований для включения периодов работы в специальный стаж.
Удовлетворяя требование истца о включении в специальный стаж периода работы с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" в качестве инструктора по трудовому обучению, суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления педагогической деятельности в должности инструктора по трудовому обеспечению в стационарном отделении подтверждается уточняющей справкой работодателя, согласно которой истец осуществляла педагогическую деятельность и выполняла работу в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Отказывая в удовлетворении требований по включению в специальный стаж периода работы с 14 июня 2018 года по 14 августа 2018 года в Государственном общеобразовательном учреждении Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат N8, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы в должности педагога- организатора, суд первой инстанции исходил из того, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 наименование должности "педагог-организатор" не предусмотрено, в связи с чем отсутствуют правовые основания для включения указанного периода в специальный стаж.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периодов обучения с 18 июля 2002 года по 02 июня 2004 года в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Московский государственный открытый университет" по специальности "педагогика и психология" и в автономном некоммерческом объединении дополнительного профессионального образования "Московская академия профессиональных компетенций" по специальности дефектология, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец работала в филиале общества с ограниченной ответственностью "Пальмира МТ" в качестве продавца- кассира и старшего продавца, что по определению и в соответствии с положениями законодательства об обязательном пенсионном страховании не является педагогической деятельностью, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного периода в специальный стаж.
Установив, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, с учетом всех периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж истца, педагогический стаж составил менее 25 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о назначении Шуваловой Е.В. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 06 июля 2021 года.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 09 сентября 2004 года по 12 января 2005 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года, с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" в должности воспитателя стационарного отделения, с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" в качестве инструктора по трудовому обучению.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая по делу новое решение об отказе во включении спорных периодов в специальный стаж истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях; Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены должности "воспитатель" и "инструктор по труду", однако такого наименования учреждения социального обслуживания как "центр социальной помощи семье и детям" Список N 781 не предусматривает.
Отклоняя доводы истца о том, что Муниципальное учреждение "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" является полным правопреемником Муниципального учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Чкаловского района города Екатеринбурга", суд апелляционной инстанции указал, что это касается обязательств в отношении кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами в части имущества и обязательств, но не свидетельствует о том, что работа в должности воспитателя, инструктора по трудовому обучению осуществлялась истцом в учреждении социального обслуживания, предусмотренном пунктом 1.13 Списка N 781, поскольку истец не работала в Муниципальном учреждении "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Чкаловского района города Екатеринбурга", а была трудоустроена 09 сентября 2004 года на должность воспитателя уже в Муниципальное учреждение "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга".
Также судом апелляционной инстанции указано, что оснований для установления тождества между работой истца в качестве воспитателя, инструктора по трудовому обучению в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" и работой воспитателя, инструктора по труду в учреждении социального обслуживания, предусмотренном пунктом 1.13 Списка N 781, в виде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних не имеется, поскольку приказом Минсоцзащиты Российской Федерации от 14 апреля 1994 года N 47 утверждено примерное Положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям, согласно которому территориальный центр социальной помощи семье и детям является учреждением государственной системы социальной защиты населения, предназначенным для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: социально - экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и иной. При этом Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который утратил силу с 01 января 2015 года, к учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относились как территориальные центры социальной помощи семье и детям, так и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Указывая, что к комплексным учреждениям общего типа относятся, в том числе центры социальной помощи семье и детям, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и центр социальной помощи семье и детям являются самостоятельными организациями социального обслуживания, со своими целями и задачами, а центр, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды, не являлся специализированным учреждением для детей, а относится к комплексным учреждениям общего типа, поскольку предназначен для оказания помощи семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в реализации их законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса, т.е. осуществляет функции по оказанию социальной помощи различным группам населения, предметом его деятельности являлось комплексное социальное обслуживание различных групп населения - семей, женщин, детей и отдельных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке, а не только и не исключительно несовершеннолетних.
Оценивая уставы Муниципального учреждения "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственного областного учреждения социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", суд апелляционной инстанции исходил из того, что из указанных в них целей, задач и предмета деятельности, не следует, что данные учреждения в полной мере соответствует критериям тождества профессиональной деятельности, выполнявшейся в учреждениях социального обслуживания, предусмотренных пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 (детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, детский дом-интернат для детей с физическими недостатками). Наличие отдельных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних и работа истца в должности воспитателя, инструктора по трудовому обучению (инструктора по труду) сами по себе не свидетельствует о возможности установления тождественности, которую суд не вправе самостоятельно устанавливать, профессиональной деятельности Шуваловой Е.В. в центре социальной помощи семье и детям профессиональной деятельности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и не дают оснований считать, что эта работа подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Установив, что в материалах дела отсутствует выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, суд апелляционной инстанции запросил указанную выписку на имя истца, приобщив ее к материалам дела в порядке положений статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, из которой следует что работодателем в оспариваемые периоды работы Шуваловой Е.В. с 09 сентября 2004 года по 12 января 2005 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года, с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года и с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года, ней не произведено отражение кода особых условий труда для учета педагогического стажа.
Не установив в материалах дела наличие доказательств, которые бы подтверждали недостоверность сведений, предоставленных работодателем в пенсионный орган относительно работы истца в спорные периоды без указания кода особых условий труда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периодов работы истца с 09 сентября 2004 года по 12 января 2005 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года, с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года и с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит выводы суда апелляционной инстанции об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы Шуваловой Е.В. с 09 сентября 2004 года по 12 января 2005 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года, с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года и с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года N 781, подлежащего применению к периоду работы Шуваловой Е.В. в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, предусмотрены должности воспитателя и инструктора по труду, в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждения" этого же списка в качестве учреждений социального обслуживания в числе прочих названы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 года N 781).
Пунктом 11 Правил от 29 октября 2002 года N 781, в частности, предусмотрено, что работа в должности инспектора по труду засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Раздел "Наименование учреждений" Списка конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытое в федеральных законах понятие "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. В пункте 1.13 названы учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Из указанной нормы не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица.
Согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и применяемых на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Таким образом, Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения отдельных категорий работников, занятых определенной профессиональной деятельностью, и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 514-О, от 29 мая 2014 года N 1112-О, от 23 июня 2015 года N 1272-О).
Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что периоды трудовой деятельности Шуваловой Е.В. в должности воспитателя и инструктора по трудовому обучению в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не верно принял во внимание нормативные положения, определяющие цели, организационную структуру и порядок деятельности учреждений социального обслуживания граждан в Российской Федерации, подлежащие применению при решении вопроса о возможности зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Из уставов Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, а также Муниципального учреждения "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, Государственного областного учреждения социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга следует, что предметом деятельности учреждений является социальное обслуживание населения.
В уставе Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга указана структура учреждения, в которую входит стационарное отделение.
В уставе Государственного областного учреждения социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга предусмотрено, в том числе, предоставление социальных услуг, как с обеспечением временного проживания, так и без обеспечения временного проживания, в том числе несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Зачисление на обслуживание в стационарных (полустационарных) условиях производится приказом администрации.
Из устава Муниципального учреждения "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга следует, что задачами центра является предоставление несовершеннолетним временного проживания. Основаниями для помещения несовершеннолетнего в стационарное отделение являются личное обращение несовершеннолетнего, заявление родителей или иных законных представителей и по иным основаниям.
Устава Муниципальное учреждение "Социальный приют для детей и подростков Чкаловского района города Екатеринбурга", а также устава Муниципального учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чкаловского района города Екатеринбурга" в материалах дела не имеется.
В материалы дела представлено Положение о Стационарном отделении Государственного областного учреждения социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, утвержденное 15 июня 2007 года, из содержания которого следует, что основными задачи отделения является социальная поддержка и предоставление комплекса социальных услуг, как с обеспечением временного проживания, так и без обеспечения временного проживания несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, организация деятельности по оказанию социальной помощи несовершеннолетним, их образования, в том числе имеющим ограничения в умственном и психофизическом развитии, создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья физического и психического развития несовершеннолетних, обеспечение их питанием, организация отдыха и оздоровления, осуществление досуговой и развлекательной деятельности.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ) регулируются правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ) установлено, что к учреждениям социального обслуживания относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них.
Учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ).
Согласно примерной номенклатуре организаций социального обслуживания, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 года N 918н, в число организаций, осуществляющих социальное обслуживание, включены, в том числе, иные организации, осуществляющие стационарное и полустационарное социальное обслуживание.
Исходя из приведенных нормативных положений территориальные центры социальной помощи семье и детям относятся к организациям, предоставляющим гражданам, нуждающимся в социальной помощи, в том числе несовершеннолетним, социальные услуги в форме социального обслуживания.
Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве, осуществляются следующими учреждениями: социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних; социальным приютом для детей; центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних детей, детей-инвалидов должно осуществляться следующими видами учреждений: социальными приютами для детей; социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних; центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социально-реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, центрами социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шуваловой Е.В. о включении периодов ее работы в должности воспитателя и инструктора по трудовому обучению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции сослался на то, что учреждение в виде территориального центра социальной помощи семье и детям не является социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, их тождество не установлено и не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Шувалова Е.В, работая в качестве воспитателя и инструктора по трудовому обучению, оказывала социально-педагогическую помощь, а также осуществляла социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних детей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Организационное устройство учреждения социального обслуживания не в соответствии с наименованием, предусмотренным Списком, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может лишать его права на назначение досрочной пенсии.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
При обращении в суд Шуваловой Е.В. в обоснование исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности воспитателя и инструктора по трудовому обучению в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" была представлена уточняющая справка, выданная Государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" от 30 октября 2015 года, из которой следует, что с 09 сентября 2004 года по 30 октября 2015 года Шувалова Е.В. работала воспитателем в стационарном отделении и осуществляла педагогическую деятельность. Как указывала истец, организационная структура учреждения - Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" и его наименование неоднократно изменялись, вместе с тем истец продолжала занимать исполнять обязанности воспитателя и инструктора по трудовому обучению по работе с несовершеннолетними в этом же учреждении.
Истец также ссылалась на то, что в результате реорганизации Муниципальное учреждение "Социальный приют для детей и подростков Чкаловского района города Екатеринбурга" преобразован в Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", но функциональные обязанности центра как учреждения социального обслуживания по работе с несовершеннолетними не менялись.
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе ОПФР Свердловской области, делая вывод о том, что учреждение - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга" - не поименовано Списком от 29 октября 2002 года N 781, в нарушение требований статей 56, 67, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установилпо представленным по делу доказательствам обстоятельства, имеющие значение для дела, связанные с определением целей, задач и предмета деятельности названного учреждения применительно к нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и пункта 11 Правил от 29 октября 2002 года N 781 о зачете в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы в должности воспитателя и инструктора по труду в учреждениях социального обслуживания, не дал оценки доводам Шуваловой Е.В. о соответствии наименования учреждения, в котором она осуществляла трудовую деятельность, типу учреждения социального обслуживания.
Кроме того, рассматривая требование о включении периода работы истца в должности инструктора по трудовому обучению, судами обеих инстанций не дано оценки соответствия занимаемой Шуваловой Е.В. должности той, которая указана в Списке N781 как инструктор по труду, учитывая, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в иных актах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции неправильно применил к спорным отношениям нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не определили не установилюридически значимые обстоятельства для разрешения спора, следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорные периоды работы Шуваловой Е.В. в должностях воспитателя и инструктора по трудовому обучению в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга, Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям" Чкаловского района г. Екатеринбурга не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии нельзя признать правомерным.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями процессуального закона и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" следует, что в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункт 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Приведенным требованиям процессуального закона обжалуемое апелляционное определение не отвечает.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 мая 2022 года в той части, которой отменено решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 22 февраля 2022 года о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области обязанности принять к зачету по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в стаж Шуваловой Елены Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды ее работы с 09 сентября 2004 года по 12 января 2015 года, с 23 ноября 2006 года по 24 февраля 2009 года, с 27 марта 2009 года по 30 октября 2015 года в должности воспитателя в Муниципальном учреждении "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района г. Екатеринбурга, Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", а также с 13 января 2005 года по 07 октября 2005 года - в должности инструктора по трудовому обучению в стационарном отделении Муниципального учреждения "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района г. Екатеринбурга", Государственном областном учреждении социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга", отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Свердловский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 мая 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.