Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-793/2022 по иску Добросердова Александра Юрьевича к ГУ МВД России по Свердловской области о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе ГУ МВД России по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, возражения представителя Добросердова А.Ю. - Голованова Е.Е. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Добросердов А.Ю. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Свердловской области, в котором с учетом уточнений требований, просил признать незаконным протокол заседания ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области от 13 августа 2021 года N 27-есв в части снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановить истца с семьей в составе трех человек (истец, супруга "данные изъяты", сын "данные изъяты" на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 декабря 2012 года (л.д. 125-126).
В обоснование заявленных требований указал, что 13 августа 2021 года протоколом ЖБК ЕУ МВД России по Свердловской области N 27- есв был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "г" п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, в котором указано, что на момент постановки на учет у Добросердова А.Ю. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты. С данным решением ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области истец не согласен ввиду нарушения установленного порядка принятия решения и норм материального права.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 23 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Добросердова А.Ю. к ГУ МВД России по Свердловской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 июня 2022 года указанное решение суда отменено, принято по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области от 13 августа 2021 года о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Добросердова А.Ю. в составе семьи из трех человек (он, супруга "данные изъяты", сын "данные изъяты". На ГУ МВД России по Свердловской области возложена обязанность восстановить Добросердова А.Ю. в составе трех человек (он, супруга "данные изъяты", сын "данные изъяты" на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 декабря 2012 года.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В своих возражениях относительно доводов кассационной жалобы Добросердов А.Ю. просит оставить апелляционное определение без изменения, указывая, что доводы, приведенные ответчиком, являются необоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Добросердов А.Ю. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 28 августа 2000 г. по 30 ноября 2018 г. и был уволен по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет составляет в календарном исчислении 22 года 01 месяц 11 дней.
Согласно протоколу ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области N 14 от 20 декабря 2012 г, утвержденному распоряжением ГУ МВД России по Свердловской области от 25 декабря 2012 г. N 138-р, Добросердов А.Ю. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3 человек (истец, супруга "данные изъяты", сын "данные изъяты".
13 августа 2021 года на основании протокола ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области N 27-есв, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Свердловской области от 20 августа 2021 г. N 229-р, Добросердов А.Ю. с составом семьи три человека снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пп "г" п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
В обоснование принятого решения ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области указано, что Добросердову А.Ю. с 07 июля 2006 г. принадлежало на праве собственности жилое помещение по адресу: "данные изъяты", отчуждение которого произведено истцом 24 апреля 2012 г, то есть незадолго до обращения Добросердова А.Ю. с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - 28 августа 2012 г. На момент отчуждения жилого помещения обеспеченность общей площадью жилого помещения истца и членов его семьи составляла 23, 26 кв.м из расчета: 15, 10 кв.м. + 54, 70 кв.м. / 3. Таким образом, по мнению ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, на момент постановки на учет у Добросердова А.Ю. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь п. 2 ч. 2 и п. 5 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 9, пп "г" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила), пришел к выводу о законности решения о снятии Добросердова А.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты, сославшись на отчуждение истцом принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения по договору купли-продажи, повлекшее возникновение нуждаемости в предоставлении жилья и права претендовать на принятие на учет.
Действия истца, направленные на ухудшение его жилищных условий, по мнению суда первой инстанции, препятствовали принятию его и членов семьи на учет в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты до истечения пяти лет с момента отчуждения имущества. Истец, до совершения указанных действий, на момент подачи заявления от 28 августа 2012 г. являлся обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Суд апелляционной инстанции с приведенными выше выводами суда не согласился, посчитав, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Судом апелляционной инстанции в частности указано, что на момент принятия решения о постановке истца на учет ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области располагала документами о совершении Добросердовым А.Ю. 24 февраля 2012 г. действий по отчуждению принадлежащего ему на праве собственности жилого дома по адресу: Челябинская область, "данные изъяты", общей площадью 54, 7 кв.м.
Вместе с тем, при вынесении решения судом не учтено, что уполномоченный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации признал право Добросердова А.Ю. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и решением от 20 декабря 2012 г. принял его на учет для получения такой выплаты, затем уволил со службы с оставлением на соответствующем учете. Кроме того, при проведении в 2016 году проверки обоснованности нахождения истца на учете уполномоченный орган каких-либо нарушений также не установил.
Суд первой инстанции, в свою очередь, не принял во внимание, что основания, по которым истец был снят с учета, отпали 24 февраля 2017 г.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, приходя к выводу об отсутствии законных оснований для снятия Добросердова А.Ю. в составе семьи трех человек с учета для предоставления единовременной социальной выплаты, указал, что истец свои жилищные условия намеренно не ухудшал, при этом именно ошибочные действия самого ответчика привели к спорной ситуации, в связи с чем не должны влечь нарушение права истца на получение данной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в апелляционном определении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Проверив оспариваемое апелляционное определение по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для его отмены или изменения и не может согласиться с доводами ответчика в силу следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 4 Федерального закона N247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
На основании пп "г" п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия решения о постановке Добросердова А.Ю. на учёт - 20 декабря 2012 г, cотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Часть 7 статьи 4 Федерального закона N247-ФЗ в редакции, действующей в настоящее время, также устанавливает запрет на постановку на учет ранее, чем через пять лет со дня совершения сотрудником действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что истец и члены его семьи проживают по адресу: г. Екатеринбург, ул. Владимира Высоцкого, 6-345, в жилом помещении площадью 15, 1 кв.м, иных жилых помещений в собственности или на праве найма не имеют, сделал верный вывод о том, что сам по себе факт выявления ответчиком неправомерных действий ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области при принятии решения о постановке на учет не является достаточным основанием для снятия Добросердова А.Ю. с соответствующего учета, так как с момента постановки на такой учет прошло около восьми лет, при этом право истца и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты признавалось за ним ответчиком и на момент увольнения в 2018 году со службы в органах внутренних дел.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на оспаривание правильности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им обстоятельствах дела, а также выражают несогласие ответчика с толкованием норм материального права судом апелляционной инстанции, аналогичны возражениям, которые приводились ответчиком в суде апелляционной инстанции.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы ранее получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном постановлении, которую судебная коллегия находит правильной. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылка ответчика на судебную практику по другим делам не свидетельствует о несоответствии выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам настоящего дела, нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.
Принятое по делу определение суда апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для отмены судебного постановления отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.