Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Хасановой В.С, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-109/2022 по иску Гудова Павла Геннадьевича к Государственному автономному стационарному учреждению социального обслуживания Свердловской области "Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов" о взыскании незаконно удержанных денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Гудова Павла Геннадьевича на решение Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 08 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Гудова П.Г, представителя ответчика Шалаевой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гудов П.Г. обратился в суд с иском к государственному автономному стационарному учреждению социального обслуживания Свердловской области "Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов" (далее - ГАУ "Уктусский пансионат", учреждение социального обслуживания) о взыскании денежных средств за неоказанные стационарные услуги за период с ноября 2019 года по январь 2022 года в размере 130807 руб. 15 коп.; неустойки за период с 17 декабря 2020 года по 01 февраля 2022 года в размере 250 412 руб. 41 коп.: компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование требований указал, что с 02 сентября 2013 года проживает в ГАУ "Уктусский пансионат" на условиях круглосуточного стационарного обслуживания на основании путевки на стационарное обслуживание, выданной Министерством социальной политики Свердловской области от 25 июля 2013 года N310-А. Договором о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов ему установлена плата за стационарное обслуживание в размере, не превышающем более 75% от получаемой им пенсии и предусмотрена возможность её внесения в виде наличных денежных средств в кассу учреждения социального обслуживания либо путем безналичного перечисления на счет ГАУ "Уктусский пансионат" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. С 08 ноября 2019 года по настоящее время он, в связи с нахождением ежемесячно в продлеваемых отпусках, временно не проживает в ГАУ "Уктусский пансионат". 04 июня 2020 года он обратился в учреждение социального обслуживания с заявлением о перерасчете, удерживаемых из его пенсии в счет оплаты социальных услуг денежных средств, в связи с нахождением в отпуске и фактическом отсутствии в ГАУ "Уктусский пансионат", вместе с тем он получил неправомерный отказ. Полагает, что в спорный период учреждение социального обслуживания необоснованно продолжает производить начисление платы за социально-бытовые услуги в виде организации досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми; предоставления в пользование мебели, согласно утвержденным стандартам; предоставления жилого помещения в условиях круглосуточного пребывания; предоставления условий для соблюдения правил личной гигиены и санитарии; уборки жилого помещения, которые фактически ему не оказаны. Вследствие неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, ответчик подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания с него неустойки. Необоснованные действия учреждения социального обслуживания повлекли нарушение его личных неимущественных прав.
Решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 08 февраля 2022 года исковые требования Гудова П.Г. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года решение Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 08 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Гудов П.Г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
25 июля 2013 года Министерством социальной политики Свердловской области Гудову П.Г. выдана путевка N N на стационарное социальное обслуживание.
02 сентября 2013 года между государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания населения Свердловской области "Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов", правопреемником которого является ГАУ "Уктусский пансионат" и Гудовым П.Г. заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, по условиям которого исполнитель принял на себя обязанность на основании письменного заявления заказчика, путевки, выданной Министерством социальной политики Свердловской области принять на стационарное обслуживание Гудова П.Г, а заказчик вносить ежемесячную плату за улучшение качества социальных услуг (расширение ассортимента продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря с учетом индивидуальных потребностей), улучшения бытового культурно-массового обслуживания, производства текущего ремонта учреждения, приобретение необходимого оборудования и инвентаря, а также за потребление сверхустановленных нормативов коммунальных услуг и прочие услуги, улучшающие качество условий проживания (пункт 1.1).
Договором установлена плата за стационарное обслуживание, с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, в размере, не превышающем более 75% от получаемой заказчиком пенсии (пункт 1.2).
06 сентября 2013 года в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г.Екатеринбурга от Гудова П.Г. поступило заявление о перечислении части пенсии в размере 75% в виде платы за стационарное социальное обслуживание на счет учреждения социального обслуживания.
Приказом Управления социальной политики по Чкаловскому району г.Екатеринбурга от 01 января 2015 года Гудов П.Г. признан нуждающимся в социальном обслуживании по причине полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
30 ноября 2018 года Управлением социальной политики по Чкаловскому району г.Екатеринбурга пересмотрена индивидуальная программа предоставления социальных услуг N71 (с учетом реализованной ранее индивидуальной программы), сроком до 30 ноября 2021 года, на основании которой Гудову П.Г. предусмотрено предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в том числе в виде организации досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми; предоставления в пользование мебели, согласно утвержденным стандартам; предоставления жилого помещения в условиях круглосуточного пребывания; предоставления условий для соблюдения правил личной гигиены и санитарии; уборки жилого помещения.
18 апреля 2019 года между Гудовым П.Г. и ГАУ "Уктусский пансионат" заключен договор о предоставлении социальных услуг N N, сроком действия до 30 ноября 2021 года.
По условиям договора исполнитель принял на себя обязательства предоставить заказчику услуги надлежащего качества в соответствии с порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 года N1149-ПП (пункт 2); сроки, объемы и условия предоставления конкретных услуг устанавливаются в соответствии со сроками и условиями, предусмотренными для предоставления соответствующих услуг индивидуальной программой (пункт 3); по результатам оказания услуг исполнителем составляется акт о предоставлении социальных услуг по форме, утвержденной приказом Министерства социальной политики Свердловской области. Акт о предоставлении социальных услуг составляется ежемесячно, или в случае расторжения названного договора (пункт 5); оплата за предоставление социальных услуг осуществляется Гудовым П.Г. ежемесячно, в том числе путем безналичного перечисления денежных средств на счет ГАУ "Уктусский пансионат" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 12).
Договором о предоставлении социальных услуг от 18 апреля 2019 года N N, предусмотрены обязанности сторон - исполнителя предоставить заказчику услуги в соответствии с индивидуальной программой, настоящим договором и порядком предоставления социальных услуг (подпункт "а" пункт 6), заказчика - оплачивать услуги в объеме и на условиях, которые предусмотрены настоящим договором; соблюдать порядок предоставления социальных услуг, а также правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, установленные исполнителем.
08 июня 2021 года на основании дополнительного соглашения к договору о предоставлении социальных услуг от 18 апреля 2019 года N N, внесены изменения в части показателя размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме обслуживания, не превышающего 75% от получаемой пенсии. Размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание установлен в сумме 4 999 руб. 70 коп.
С 08 ноября 2019 года по настоящее время Гудов П.Г. не проживает в ГАУ "Уктусский пансионат", на основании его заявлений о предоставлении отпуска и изданных в связи с этим учреждением социального обслуживания приказов.
Из представленных в материалы дела актов, подписанных исполнителем и заказчиком, за период с ноября 2019 года по январь 2022 года Гудову П.Г. установлено, что с Гудова П.Г. продолжают взимать плату за организацию досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми; предоставление в пользование мебели, согласно утвержденным стандартам; предоставление жилого помещения в условиях круглосуточного пребывания; предоставление условий для соблюдения правил личной гигиены и санитарии; уборку жилого помещения.
В досудебном порядке в 2020 году Гудов П.Г. обращался в учреждение социального обслуживания с заявлениями о перерасчете, возврате удерживаемых из его пенсии в счет оплаты социальных услуг денежных средств, в связи с нахождением в отпуске и фактическом не проживании в ГАУ "Уктусский пансионат".
В установленном порядке поступившие обращения рассмотрены ГАУ "Уктусский пансионат", в их удовлетворении отказано по мотиву того, что сам по себе факт не проживания Гудов П.Г. в учреждении социального обслуживания, основанный на волеизъявлении заказчика, в отсутствие обстоятельств расторжения договора о стационарном обслуживании либо изменения условий индивидуальной программы предоставления социальных услуг, не является основанием для перерасчета денежных сумм, поступивших в качестве оплаты социальных услуг.
В связи с длительным отсутствием Гудова П.Г. учреждением неоднократно направлялись официальные письма в адрес истца об отказе в продлении отпуска, предлагалось рассмотреть вопрос о явке в учреждение для получения социальных услуг, либо расторгнуть договор о стационарном обслуживании и сменить форму предоставления социальных услуг на надомную. Ответа на предложение расторгнуть договор с ГАУ "Уктусский пансионат" от Гудова П.Г. не поступало.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании денежных средств за неоказанные стационарные услуги за период с ноября 2019 года по январь 2022 года, неустойки, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N940н, Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 года N1149-ПП, пришел к выводу о том, что гарантированный объем услуг, оспариваемый истцом, связан с общим целевым и функциональным назначением услуги предоставление площади жилых помещений, которая оказана Гудову П.Г. в соответствии со Стандартами социальных услуг, утвержденными приказом Министерством социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 года N 482, на основании заключенного договора о предоставлении социальных услуг, независимо от того, что заказчик по собственной инициативе отсутствовал в учреждении.
Судом сделан вывод, что начисление стоимости социальных услуг проведено в полном соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2014 года N1285 "О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг", приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 29 октября 2014 года N663 "Об утверждении порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания с получателей социальных услуг платы за предоставленные им социальные услуги", постановлением региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 ноября 2015 года N162-ПК "Об утверждении предельных тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Свердловской области, предоставляемые организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Свердловской области".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Гудова П.Г. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ определено, что перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Перечнем гарантированных социальных услуг, определенных Федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151, определены услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе, материально-бытовые услуги: предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания; предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам; услуги по организации питания, быта, досуга: предоставление рационального питания, в том числе диетического; обеспечение одеждой, обувью, нательным бельем согласно утвержденным нормативам; предоставление постельных принадлежностей; обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное); обеспечение сохранности личных вещей и ценностей; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания (далее именуются - учреждения), включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями.
Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35, предусмотрена типовая форма договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, в частности, предусматривающая следующие условия: "Исполнитель обязуется на основании письменного заявления Заказчика, путевки, выданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и настоящего Договора, принять на стационарное обслуживание гражданина, а Заказчик вносить плату за стационарное обслуживание, включающую затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений.
Предусмотренная настоящим Договором плата за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и ежегодно пересматривается".
Пунктом 2.1 типового договора предусматривается размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой Заказчиком.
Пунктом 2.3 типового договора предусматривается условие, что "За время отсутствия Заказчика в Учреждении свыше 15 календарных дней в месяце плата за стационарное обслуживание за текущий месяц, предусмотренная пунктом 2.1 настоящего Договора, не взимается".
Аналогичные положения были предусмотрены постановлением Правительства Свердловской области от 20 октября 2005 года N 897 - ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бесплатного стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты в Свердловской области" (далее Положение N 897).
В частности пунктом 18 вышеназванного Положения N 897 установлено что стоимость стационарного социального обслуживания, предоставляемого гражданам пожилого возраста и инвалидам, определяется администрациями стационарных учреждений с учетом объемов и качества предоставляемых социальных услуг; норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов; сложившегося в Свердловской области уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг (в ред. постановления Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 N 1231-ПП)
Согласно пункту 21 Положения N 897 размер ежемесячной платы (частичной или полной) за стационарное социальное обслуживание определяется с учетом объемов и качества предоставляемых социальных услуг; норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов; сложившегося в Свердловской области уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, и не может превышать 75 процентов установленной гражданам пожилого возраста и инвалидам пенсии (в ред. постановления Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 N 1231-ПП).
Вышеназванным Положением N 897 утвержден образец договора о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, аналогичный типовому договору, предусмотренному Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35.
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Примерным порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утвержденным приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 935н, предусмотрены правила предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Примерный порядок включает в себя следующие действия:
1) принятие заявления;
2) информирование о порядке предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, видах социальных услуг, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;
3) разъяснение получателю социальных услуг или его представителю порядка приема документов, которые должны быть представлены для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и принятия решения о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
4) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, и принятие решения о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания получателю социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257);
5) составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);
6) заключение договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем) (далее - договор);
7) предоставление получателю социальных услуг социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с заключенным договором;
8) прекращение предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 38 Примерного порядка.
Примерным порядком установлено, что в стационарной форме социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных услуг в объеме услуг, включаемых в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемый законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 N 1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, в который в стационарной форме социального обслуживания входят социально-бытовые услуги: обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми.
Вопросы социального обслуживания в Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 03 декабря 2014 N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области".
Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 N1149-ПП. (далее Порядок N 1149).
Вышеуказанным Порядком N 1149 предусмотрено социальные услуги предоставляются получателю социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (его законным представителем) в течение суток с даты представления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, поставщику социальных услуг. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется без заключения договора о предоставлении социальных услуг.
Пунктом 19 Порядка N 1149 установлено, что социальные услуги предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утвержденным Законом Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ.
В перечень социально-бытовых услуг, предоставляемых в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, входят: предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам; предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам; обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам; предоставление мягкого инвентаря (одежда, обувь, нательное белье и постельные принадлежности) согласно утвержденным нормативам; уборка жилых помещений; организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми; предоставление условий для соблюдения правил личной гигиены и санитарии.
Пунктом 28 Порядка N 1149 предусмотрено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Пунктом 29 Порядка N 1149 установлено, что плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между гражданином (его законным представителем) и поставщиком социальных услуг.
При этом, из анализа законодательства, действовавшего как до 01 января 2015 года, так и после 01 января 2015 года видно, что нормативно - правовыми актами в сфере социального обслуживания в стационарной форме ни порядок оформления отсутствия в учреждениях стационарного обслуживания, ни порядок перерасчета платы за оказанные социальные услуги в случае отсутствия в учреждении не предусмотрены.
Исходя из приведенных нормативных положений следует, что условия предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданину - получателю социальных услуг регулируются договором о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является как стоимость социальных услуг, так и условия перерасчета платы за предоставленные социальные услуги.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не может превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г, а также не может ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Из материалов дела следует, что 02 сентября 2013 года между государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания населения Свердловской области "Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов", правопреемником которого является ГАУ "Уктусский пансионат", и Гудовым П.Г. заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, по условиям которого пунктом 2.3 установлено условие, предусматривающее что за время отсутствия Заказчика в Учреждении свыше 15 календарных дней в месяце плата за стационарное обслуживание за текущий месяц не взимается, данное условие соответствовало требованиям постановления Правительства Свердловской области от 20 октября 2005 года N 897 - ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бесплатного стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты в Свердловской области", утвердившего образец договора о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
При заключении с Гудовым П.Г. договора о предоставлении социальных услуг 18 апреля 2019 года установлено, что социальные услуги оказываются Гудову П.Г. в сроки и на условиях, предусмотренных индивидуальной программой (пункт 3), оплата за предоставление социальных услуг осуществляется Гудовым П.Г. ежемесячно, в том числе путем безналичного перечисления денежных средств на счет ГАУ "Уктусский пансионат" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (пункт 12). Пунктом 9 договора Гудов П.Г. обязан соблюдать правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, установленных ГАУ "Уктусский пансионат".
Согласно Правилам внутреннего распорядка получателей социальных услуг в государственном автономном стационарном учреждении социального обслуживания Свердловской области "Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов" (ГАУ "Уктусский пансионат"), утвержденными приказами ГАУ "Уктусский пансионат" от 21 января 2020 N 14-ос и от 30 марта 2021 N 36-ос, установлено, что временное выбытие из ГАУ "Уктусский пансионат" по личным мотивам допускается на основании письменного заявления о предоставлении отпуска. Временное выбытие получателя социальных услуг из учреждения на срок свыше 3 месяцев разрешено на основании медицинского заключения, во всех остальных случаях согласовывается с директором ГАУ "Уктусский пансионат". При этом при отсутствии получателя социальных услуг на время его отпуска производится перерасчет стоимости питания за время отсутствия, перерасчет остальных услуг не осуществляется.
Таким образом, возможность перерасчета стоимости оказываемых социальных услуг предусмотрена лишь на основании Правил внутреннего распорядка получателей социальных услуг в государственном автономном стационарном учреждении социального обслуживания Свердловской области "Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов", при этом только стоимости питания.
Вместе с тем, с учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ при разрешении заявленного спора Гудова П.Г. о взыскании денежных средств за неоказанные услуги в стационарной форме социального обслуживания суду с учетом доводов истца следовало установить, являются ли спорные отношения сторон длящимися, а именно продолжались или нет возникшие на условиях по договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 02 сентября 2013 года между истцом и ответчиком правоотношения по состоянию на 31 декабря 2014 г.; ухудшились или нет условия предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. в части условий предоставления соответствующих социальных услуг, в том числе, в части перерасчета платы за социальные услуги в случае временного отсутствия в пансионате.
Между тем судебные инстанции при разрешении настоящего спора переходные положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 2 статьи 35 данного Закона) не применили, не определили названные обстоятельства в качестве юридически значимых и не установили их, вследствие чего вывод судебных инстанций о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований Гудова П.Г. о взыскании денежных средств за неоказанные услуги в стационарной форме социального обслуживания нельзя признать правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абзац первый части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
В силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (пункты 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 08 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года приведенным требованиям процессуального закона не соответствуют.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 08 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 08 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Чкаловский районный суд города Екатеринбурга.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.