Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе: судьи судебной коллегии по административным делам Константиновой Ю.П., рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N 9а-35/2022 по частной жалобе представителя акционерного общества "Стройматериалы" на определение судьи Белгородского областного суда от 28 июля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления акционерного общества "Стройматериалы" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
27 июля 2022 года акционерное общество "Стройматериалы" (далее также - общество) обратилось в Белгородский областной суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Белгородской области, созданной при Министерстве имущественных и земельных отношений Белгородской области, N11-2022-1 от 30 июня 2022 года, принятого по результатам рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка составляет 291 897 572, 11 руб, и значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке N от 6 мая 2022 года, подготовленному оценщиком ФИО3, составляет 126 672 000 руб, что влечет нарушение прав и законных интересов административного истца как плательщика земельного налога.
Определением судьи Белгородского областного суда от 28 июля 2022 года обществу отказано в принятии к производству административного искового заявления как неподлежащего рассмотрению в суде.
В частной жалобе представитель общества просит определение суда отменить. Указывает на то, что юридическое лицо 6 июня 2022 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Белгородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, решением которой от 30 июня 2022 года заявление АО "Стройматериалы" отклонено.
Административный истец считает, что факт обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Белгородской области до 1 июля 2022 года - даты начала применения положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 20 июня 2022 года N 360-пп "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", свидетельствует о наличии у него права на подачу и рассмотрение административного искового заявления по правилам статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы в апелляционном порядке осуществляется без проведения судебного заседания судьей единолично.
Изучив доводы частной жалобы, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из представленных документов, АО "Стройматериалы" является владельцем земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 291 897 572, 11 руб.
6 июня 2022 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Белгородской области (далее также - Комиссия) с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, представив отчет об оценке N от 6 мая 2022 года, выполненный оценщиком ФИО4, в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости составила 126 672 000 руб.
Решением указанной Комиссии N от 30 июня 2022 года заявление общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости отклонено.
Не соглашаясь с выводами Комиссии, 27 июля 2022 года общество обратилось в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение установленного на территории Белгородской области с 1 июля 2022 года обязательного внесудебного порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 24 Федерального закона N 237-ФЗ к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (часть 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Постановлением Правительства Белгородской области от 20 июня 2022 года N 360-пп установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Белгородской области - 1 июля 2022 года.
Таким образом, с указанной даты, в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Белгородской области, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Содержание приведенных норм права и то обстоятельство, что АО "Стройматериалы" обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка после 1 июля 2022 года без предварительного обращения в бюджетное учреждение Белгородской области, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости таких объектов недвижимости, в соответствии с приведенными выше требованиями статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ, позволило суду первой инстанции прийти к выводу о том, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка административный истец обратился в Комиссию 6 июня 2022 года, то есть, до даты, установленной постановлением Правительства Белгородской области от 20 июня 2022 года N 360-пп.
В статье 22 Федерального закона N 237-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 6 того же Федерального закона N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, действующие в субъекте Российской Федерации с 1 июля 2022 года, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости земельного участка начата административным истцом до указанной даты.
На дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, соответственно, у суда не имелось указанных в обжалуемом определении оснований для отказа в принятии административного иска.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Белгородского областного суда от 28 июля 2022 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению акционерного общества "Стройматериалы" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, направить в Белгородский областной суд для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационной суд общей юрисдикции.
Судья Ю.П. Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.