Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-38/2022 по кассационной жалобе административного истца Исрапилова Руслана Самрадиевича на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 февраля 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 22 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Исрапилова Р.С. о признании незаконными действий начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "данные изъяты" (далее - филиал "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс") об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, посредством предоставления государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС).
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административного истца Морозовой Т.И. в поддержку доводов жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 22 апреля 2022 г, Исрапилову Р.С. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным решение филиала "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 14 сентября 2021 г. об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении посредством предоставления ГЖС.
В поданной 13 сентября 2022 г. кассационной жалобе административный истец Исрапилов Р.С, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие жилищные правоотношения, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что он, с учетом прохождения службы в органах МВД РФ, имеет выслугу более 10 лет и имеет право на признание нуждающимся в жилом помещении посредством предоставления ГЖС, однако в период военной службы ему в этом было незаконно отказано. Полагает, что увольнение с военной службы и утрата статуса военнослужащего не может являться основанием для отказа в постановке на жилищный учет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Препятствий для рассмотрения жалобы в кассационном порядке не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Исрапилов Р.С. с 21 октября 2015 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части N..
23 марта 2018 г. он обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии его с семьей на учет для получения государственного жилищного сертификата. В ответе заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 30 марта 2018 г. Исрапилову Р.С. сообщено о том, что он имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем ему предложено представить в указанный жилищный орган документы, согласно установленного перечня.
Приказами командира войсковой части N. от 5 апреля 2018 г. N 17 Исрапилов Р.С, имеющий общую продолжительность военной службы 2 года 5 месяцев 27 дней, уволен с военной службы в запас в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе, а 17 апреля 2018 г. N 88 он исключен из списков личного состава воинской части.
15 мая 2018 г, то есть после исключения из списков личного состава воинской части, Исрапилов Р.С. вновь обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии его с семьей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, посредством предоставления ГЖС.
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 17 мая 2018 г. в принятии Исрапилова Р.С. и членов его семьи на жилищный учет отказано на том основании, что общая продолжительность военной службы истца составляла 2 года 5 месяцев 21 день, а период его службы в "данные изъяты" не может быть включен в общую продолжительность военной службы.
Не согласившись с данным решением, истец оспорил его в судебном порядке в Грозненский гарнизонный военный суд.
Определением Грозненского гарнизонного военного суда от 12 июля 2018 г. производство по административному исковому заявлению Исрапилова Р.С. прекращено ввиду добровольной отмены жилищным органом оспариваемого решения от 17 мая 2018 г.
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 26 октября 2018 г. повторно рассмотрено заявление Исрапилова Р.С. и ему членам его семьи отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что на дату подачи заявления истец утратил статус военнослужащего.
Заочным решением Шалинского городского суда Чеченской Республики от 9 августа 2019 г. административное исковое заявление Исрапилова Р.С. о признании незаконным решения от 26 октября 2018 г. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 17 декабря 2019 г. указанное решение городского суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 17 декабря 2019 г. оставлено без изменения.
5 августа 2021 г. Исрапилов Р.С. повторно обратился в филиал ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении посредством предоставления государственного жилищного сертификата.
Решением филиала "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс" 14 сентября 2021 г. Исрапилову Р.С. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу пунктов 1, 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь, военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Правилами признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768 и п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г, (далее - Инструкция) для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются указанные в Инструкции документы.
Положение п. 8 Инструкции предусматривает, что датой принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях является дата подачи (отправки по почте) им в структурное подразделение уполномоченного органа заявления и соответствующих документов.
Указанные законоположения устанавливают обязанность государства в предоставлении жилья в порядке ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения военной службы.
При этом граждане, уволенные с военной службы и исключенные из списков личного состава воинских частей, не наделены правом на признание нуждающимися в жилых помещениях в порядке, предусмотренном ФЗ "О статусе военнослужащих", по основаниям ЖК РФ, без подтверждающих данных об уважительных причинах их несвоевременного обращения по данному вопросу в жилищные органы.
В связи с этим для обеспечения жильем в порядке ФЗ "О статусе военнослужащих" на военнослужащего, в соответствии с требованиями, изложенными в п. 1 Инструкции возлагается обязанность представить в жилищный орган заявление с соответствующими документами в период военной службы.
Поскольку административный истец обратился с указанным заявлением после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, то есть статусом военнослужащего он не имел, то оснований для принятия его на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке ФЗ "О статусе военнослужащих" у жилищного органа не имелось.
При этом из п. 8 Инструкции следует, что вопрос о принятии военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке ФЗ "О статусе военнослужащих" может быть разрешен жилищным органом после их увольнения с военной службы, в случаях, если военнослужащие, у которых появились основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, не смогли своевременно направить в структурные подразделения уполномоченного органа заявления и документы, указанные в п. 1 Инструкции, в том числе, по причине нахождения на лечении.
Однако административным истцом в жилищный орган сведений о невозможности обращения с соответствующим заявлением представлено не было. В связи с этим филиал "Южный" ФГКУ "Росжилкомплекс" не имел оснований для признания административного истца нуждающимся в жилом помещении после увольнения его с военной службы.
В ходе судебного разбирательства такие сведения административным истцом также не предоставлялись, а материалы дела имели данные о том, что Исрапилов Р.С. не имел препятствий своевременно обратиться в жилищный орган с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении до даты исключения из списков личного состава воинской части.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили указанные нормы права и пришли к обоснованным выводам о правомерности решения жилищного органа об отказе Исрапилову Р.С. в признании в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, их обоснованность у суда кассационной инстанции не вызывает сомнений.
Довод жалобы о том, что на дату первоначального обращения в жилищный орган 23 марта 2018 г. административный истец являлся военнослужащим, является несостоятельным, поскольку возникшие правоотношения в связи с этим заявлением, разрешены вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 17 декабря 2019 г.
Иные доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, и основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь ст. 177, 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 февраля 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 22 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению Исрапилова Руслана Самрадиевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.