Кассационный военный суд в составе: председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-102/2022 по кассационной жалобе административного истца на решение Североморского гарнизонного военного суда от 24 мая 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 19 июля 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Осипова Максима Владимировича об оспаривании действий заместителя начальника филиала "Северный" федерального государственного автономного учреждения " "данные изъяты" (далее - филиал "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с расчётом и предоставлением жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия) без учета права на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего содержание обжалованных судебных актов, а также доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
названным выше решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением флотского военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления Осипова.
В поданной 3 октября 2022 г. кассационной жалобе административный истец, повторяя доводы апелляционной жалобы просит отменить обжалованные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Ссылаясь на статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г, он считает, что его супруга имеет право, как инвалид, на дополнительную жилую площадь в размере 18 кв.м.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Осипов, проходивший военную службу с августа 1995 г, в том числе в качестве офицера с июня 2001 г, приказом командующего "данные изъяты" от 15 мая 2021 г. N 96 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части N 1. от 6 сентября 2021 г. N 710-ДД исключен из списков личного состава войсковой части N 2. с 16 сентября 2021 г.
Его супруге ФИО. с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность бессрочно.
Решением начальника ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 27 февраля 2017 г. (л.д. 6) Осипов с членами семьи ("данные изъяты".) принят на учет с 28 сентября 2016 г. в качестве нуждающегося в жилом помещении в "данные изъяты". При этом в Единый реестр были внесены сведения о праве Осипова на получение дополнительной площади в соответствии с Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817.
В августе 2017 г. Осипову распределена квартира в "данные изъяты" общей площадью 73, 8 кв.м, от которой административный истец отказался ввиду изменения волеизъявления относительно формы обеспечения жильем на жилищную субсидию.
В сентябре 2017 г. просьба Осипова об изменении формы обеспечения жильем на жилищную субсидию была удовлетворена.
Решениями заместителя начальника филиала "Северный" ФГ"АУ "Росжилкомплекс" от 22 марта 2022 г. исключены из Единого реестра сведения о праве Осипова на дополнительную площадь (л.д.7), а от 25 марта 2022 г. жилищная субсидия административному истцу рассчитана из расчета норматива общей площади жилого помещения - 54 кв.м.
Решением начальника филиала "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 15 апреля 2022 г. Осипов снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением ему жилищной субсидии.
25 апреля 2022 г. Осипов оспорил указанное решение жилищного органа.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы статей 15 и 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и по итогам не вызывающего сомнений в своей полноте и всесторонности анализа представленных в материалы дела доказательств в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришли к мотивированному выводу о законности оспоренного решения жилищного органа и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В силу положений абзаца 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Как установлено в пунктах 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почётное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий учёную степень и (или) учёное звание, при предоставлении им жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Из абзаца 4 пункта 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что при предоставлении жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с согласия граждан, которым они предоставляются, могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьёй 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счёт собственных средств таких граждан.
Уполномоченный орган осуществляет ведение Единого реестра исходя из пункта 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 г, ведется реестр по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к названной Инструкции. Из содержащегося в данном приложении рекомендуемого образца для ведения Единого реестра видно, что внесению в него в целях соответствующего учёта подлежит принадлежащее именно военнослужащему право на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Из приведенных выше норм, включая содержание абзаца 4 пункта 16 статьи 15 и пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не усматривается оснований для внесения в Единый реестр данных о наличии такого права у ФИО. не относящейся ни к одной из категорий военнослужащих, перечисленных в названных нормах Федерального закона, законоположения которого приняты в рамках дискреции законодателя и направлены на предоставление военнослужащим дополнительных гарантий в жилищной сфере, в том числе в порядке реализации права на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства при увольнении с военной службы.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 584-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коряковского Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в преамбуле которого указано, что предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац второй).
Действовавшей до 1 января 2005 г. редакцией статьи 17 вышеуказанного закона предусматривалось, что инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 214. Согласно этой норме указанное право учитывается при постановке на учёт для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учётом предоставляемых льгот.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" указанная норма изложена в новой редакции, и в соответствии с частью 6 этой же статьи инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817.
Данная норма подверглась изменению в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2009 г. Согласно этим изменениям, установление перечня тяжёлых форм хронических заболеваний отнесено к компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. В развитие данной правовой нормы Минздрав России приказом от 30 ноября 2012 г. утвердил Перечень заболеваний.
Таким образом, законодателем с 1 января 2005 г. существенно скорректированы объём и содержание мер социальной поддержки инвалидов в жилищной сфере. Вместо права на дополнительную площадь, которому корреспондировала обязанность соответствующих жилищных органов, включая входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти, действующая редакция части 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лишь допускает возможность превышения установленной органами местного самоуправления нормы предоставления в случае обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Что касается применения действующей редакции закона к возникшим спорным правоотношениям, то в соответствии с частью 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Из материалов дела видно, что Осипов принят с членами семьи, включая супругу-инвалида, на жилищный учёт после 1 января 2005 г. в целях реализации права на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно в избранном после увольнения постоянном месте жительства от федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не влияют на правильность выводов гарнизонного и флотского военных судов об отсутствии оснований для признания незаконным оспоренных Осиповым действий решения жилищного органа. Обжалованные судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а правовое обоснование требований административного иска получило надлежащую оценку со стороны судебных инстанций, соответствующие доводы стороны истца отвергнуты правомерно и с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене обжалованных судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 24 мая 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 19 июля 2022 г. по административному исковому заявлению Осипова Максима Владимировича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 8 ноября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.