Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-150/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) - Обедина Алексея Анатольевича на решение Московского гарнизонного военного суда от 4 мая 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 18 августа 2022 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Болтовой Наилии Амировны об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, командиров войсковых частей N 2 и N 3. и федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты"далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд,
УСТАНОВИЛ:
решением Московского гарнизонного военного суда от 4 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 18 августа 2022 г, частично удовлетворено административное исковое заявление Болтовой Н.А, в котором она просила признать незаконными действия Минобороны России в лице командиров войсковых частей N 2 и N 3, связанные с несвоевременным включением ее в реестр участников НИС, и обязать ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на ее именном накопительном счете (далее - ИНС) сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 30 декабря 2010 г. по 1 января 2021 г. в размере "данные изъяты" за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Суд признал незаконными действия начальника управления "данные изъяты", связанные с несвоевременным включением Болтовой Н.А. в реестр участников НИС, и возложил на Минобороны России обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для учета на ИНС участника НИС Болтовой Н.А. сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 30 декабря 2010 г. по 1 января 2021 г. в размере "данные изъяты"
Кроме того, суд взыскал с управления "данные изъяты" в пользу административного истца судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальных требований Болтовой Н.А. судом отказано.
В поданной 5 октября 2022 г. кассационной жалобе представитель Минобороны России, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца к Минобороны России.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие обеспечение НИС военнослужащих, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Болтовой Н.А. пропущен срок обращения в суд с административным иском, поскольку она вправе ежегодно получать, сведения о средствах, учтенных на его ИНС, а в случае их отсутствия - незамедлительно обратиться к командованию для выяснения причин, чего административным истцом сделано не было. Полагает, что несвоевременное включение административного истца в реестр участников НИС произошло по вине должностных лиц воинской части, в то время как со стороны Минобороны России каких-либо нарушений прав военнослужащей не допущено.
Кроме того, автор жалобы указывает, что оснований для начисления вышеуказанных денежных выплат за спорный период не имеется, поскольку такая возможность, в том числе выделение на эти цели средств из федерального бюджета, действующим законодательством не предусмотрена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Болтова Н.А. 14 декабря 2007 г. заключила первый контракт о прохождении военной службы, а 14 декабря 2010 г. - второй контракт. В период с 20 сентября 2010 г. по 6 февраля 2016 г. она проходила военную службу в войсковой части N 2, а с 6 февраля 2016 г. по настоящее время в войсковой части N 1..
30 декабря 2010 г. административный истец обратилась к командиру войсковой части N 2 с рапортом о включении ее в реестр участников НИС, и командир войсковой части N 2 в этом же месяце внес административного истца в список для включения в реестр участников НИС и оформил личную карточку участника НИС по " "данные изъяты"" категории. В 2012 г. войсковая часть N 2 переформирована в войсковую часть N 3..
Проведенным в войсковой части N 3. в апреле 2015 г. административным расследованием установлено, что документы о включении Болтовой А.Н. в реестр участников НИС 2 марта 2011 г. направлены в войсковую часть N 5, а откуда - в войсковую часть N 4, а из данной воинской части в управление "данные изъяты".
27 июля 2015 г. командир войсковой части N 3. повторно направил список для включения Болтовой А.Н. в реестр участников НИС в регистрирующий орган, приложив материалы административного расследования.
В ноябре 2015 г. Болтова А.Н. включена в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения в реестр НИС - 30 декабря 2010 г, с открытием ей ИНС. Однако накопления на ИНС административного истца стали учитываться лишь с 1 декабря 2015 г. По состоянию на 1 января 2021 г. на ИНС административного истца учтен доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты".
Сумма недополученного дохода от инвестирования накоплений за период несвоевременного включения Болотовой А.Н. в реестр участников НИС составила "данные изъяты"
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС").
Согласно пунктам 1-3 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О НИС" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительные взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
При этом в силу ч. 4 ст. 5 ФЗ "О НИС" учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью же 6 ст. 5 ФЗ "О НИС" определено, что учет указанного дохода осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, указано, что Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 этого Положения Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Минобороны России.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили приведенные в обжалованных судебных актах нормы права и пришли к обоснованному выводу о том, что оспоренными действиями административных ответчиков, нарушено право административного истца Болтовой Н.А. на учет накоплений в полном размере, поскольку она подлежала включению в реестр участников НИС 30 декабря 2010 г, и именно с этой даты накопительные взносы, которые должны были поступить на её ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление не передавались, соответственно доходы от их инвестирования не получались.
Отсутствие самостоятельного порядка регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которые гарантированы законом. Защита этих прав в силу п. 2 ст. 3 КАС Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, в целях устранения нарушенного права административного истца на Минобороны России обоснованно возложена обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для учета на ИНС участника НИС Болтовой Н.А. сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений.
Иные доводы автора кассационной жалобы, в том числе относительно процессуальных сроков обращения в суд, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, п. 1, ч. 1 ст. 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 4 мая 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 18 августа 2022 г. по административному исковому заявлению Болтовой Наилии Амировны оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Обедина Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.