Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яковенко О.Д, поступившую в суд первой инстанции 29 августа 2022 года, на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 09 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Яковенко О.Д. к администрации Ейского городского поселения Ейского района о признании постановления N 262 от 12 апреля 2021 года незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Яковенко О.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яковенко О.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района N 262 от 12 апреля 2021 года о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства и на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" принадлежащего Терлееву Д.А. незаконным и обязании администрации Ейского городского поселения устранить допущенные нарушения прав административного истца путем отмены оспариваемого постановления.
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 11 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 09 июня 2022 года оставлено без изменения решение Ейского городского суда Краснодарского края от 11 марта 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Яковенко О.Д. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
От Терлеева Д.А. поступили возражения, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Яковенко О.Д. поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, в 2015 году Терлеевым Д.А. подано заявление о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка "объекты розничной и мелкооптовой торговли, объекты общественного питания", а также на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в части:
уменьшения минимального допустимого отступа от границы земельного участка с юго-восточной стороны (смежный земельный участок отсутствует) с 3 м до 0 м; увеличения процента застройки до 65 %; увеличения количества наземных этажей до - 7; увеличение высоты здания до 21 м на земельном участке площадью 1330 кв.м, с кадастровым номером N
По результатам публичных слушаний постановлением администрации Ейского городского поселения от 26 октября 2015 года N 953 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в части уменьшения минимального допустимого отступа от границы земельного участка с юго-восточной стороны (смежный земельный участок отсутствует) с 3 м до 0 м, увеличения процента застройки до 65%. В предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в части увеличение высоты здания до 21 м отказано.
В последствии объект капитального строительства нежилое 5-этажное здание общей площадью 1685, 5 кв.м, с кадастровым номером N (лит. Е) реконструирован в виде надстройки.
Решением Ейского городского суда от 10 апреля 2017 года за Терлеевым С.Ф. признано право собственности на жилые помещения с подвалом площадью 814, 9 кв.м.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения от 11 апреля 2016 года выдано разрешение N 23-RU23509111-044-2016 на строительство 3-х этажного индивидуального жилого дома площадью 850 кв.м, высотой до 13 м.
Решением Ейского городского суда от 18 августа 2017 года за Терлеевым С.Ф. признано право собственности на 5-этажный жилой дом лит. "К", "под К", "над К" общей площадью 1372, 8 кв.м. Указанный жилой дом расположен на земельном по адресу: "адрес"
На основании договора дарения от 27 декабря 2017 года Трелеев С.Ф. подарил Терлееву Д.А. земельный участок, площадью 1330 кв.м, с кадастровым номером N с расположенными на нем зданиями лит. К и лит. Е.
Таким образом, с момента предоставления разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства и предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, постановлением администрации Ейского городского поселения от 26 октября 2015 года N 953, объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, по которому рассматривается вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства и предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, изменился. Изменились параметры имеющегося объекта капитального строительства лит. "Е", а также возведен новый объект лит. "К". Кроме того, изменился собственник указанного недвижимого имущества.
В рамках реализации права на получение муниципальной услуги по согласованию отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства Терлеевым Д.А. совместно с заявлением представлено положительное экспертное заключение, подготовленное МУП Ейского городского поселения Ейского района "Ейская проектная контора", являющимся членом саморегулируемой организации Союз "Региональное объединение проектировщиков Кубани" от 24 февраля 2021 года на предмет оценки соблюдения технического регламента, СНиПов и особых условий использования территорий, предполагаемого уровня негативного воздействия на окружающую среду при использовании объекта капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования "Гостиничное обслуживание (4.7)", и предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке: в части увеличения процента застройки до 63%; сокращения до 1, 0 м минимального отступа от границы земельного участка по улице "адрес"; сокращения до 1, 0 м противопожарного расстояния от объекта капитального строительства по по "адрес"; сокращения до 0, 0 м минимального отступа от границы земельного участка с юго-восточной стороны (т.1 л.д.39).
По итогам анализа документации и в рамках исполнения административных полномочий администрацией Ейского городского поселения Ейского района Краснодарского края 12 апреля 2021 года принято постановление N 262 о предоставлении Терлееву Д.А. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства и на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в городе Ейске по "адрес"
Согласно имеющегося в материала дела акта проверки от 25 июня 2021 года N 171, подготовленного по итогам государственного контроля (надзора) в рамках проведения внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения действующего земельного законодательства при использовании Терлеевым Д.А. земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в городе Ейске, по улице Ростовской, 2 угол улицы Шмидта, 159, следует, что нарушений со стороны собственника указанного земельного участка не установлено.
Положения статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяют, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить указанному Кодексу.
В соответствии с частью 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов (часть 1.1 статьи 40 ГрК РФ).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2 статьи 40 ГрК РФ).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3 статьи 40 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ).
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7 статьи 40 ГрК РФ).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает определенную административную процедуру предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства и предоставление разрешения на условно- разрешенный вид использования земельного участка, которая не может быть подменена судебной.
Выдача такого разрешения не является произвольной. Данное разрешение выдается только в определенных случаях, при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и является результатом документарной проверки (экспертизы) органов исполнительной власти в пределах представленных им полномочий.
Как верно установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления на основе заключения о возможности использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" выполненное МУП Ейского городского поселения Ейского района "Ейская проектная контора" от 24 февраля 2021 года, всего 833, 9 кв.м, что соответствует 62, 7% застройки от общей площади земельного участка 1330 кв.м.
В соответствии с Приложением N 2 (Требования к определению площади здания, сооружения и помещения) к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 марта 2016 года N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения", площадь застройки сооружения определяется как площадь проекции внешних границ ограждающих конструкций (стен) сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания сооружения к поверхности земли, включая выступающие части (входные площадки и ступени, крыльца, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). В площадь застройки включается площадь под сооружением, расположенным на столбах, арки, проезды под сооружением, части сооружения, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4, 5 метра, а также подземные выступающие конструктивные элементы сооружения.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, все конструкции, консольно выступающие за плоскость стены в виде балконов и перехода от одного здания к другому, располагаются на высоте 4, 7 метра. Следовательно, в площадь застройки не включены правомерно, самовольными не являются.
Противопожарные нормы до соседних строений также не нарушены.
Согласно заключению о возможности использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выполненному МУП Ейского городского поселения Ейского района "Ейская проектная контора" от 24 февраля 2021 года, градостроительным регламентом территориальной зоны "Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами" в части условно разрешенного вида использования земельного участка N8 "Гостиничное обслуживание (4.7)", минимальные противопожарные расстояния между зданиями (а также между крайними строениями и группами строений на приквартирных участках) необходимо принимать в соответствии с действующими нормативами градостроительного проектирования.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 относятся: гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов.
Согласно примечаниям 1 к таблице 134.1 Нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, утвержденных приказом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16 апреля 2015 года N 78, противопожарное расстояние между зданиями определяется как расстояние между наружными стенами или другими конструкциями зданий, сооружений и строений. При наличии выступающих более чем на 1 метр элементов конструкций, выполненных из горючих материалов, принимается расстояние между этими конструкциями.
С учетом таблицы 134.1 Нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, утвержденных приказом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16 апреля 2015 года N 78, а также с учетом степени огнестойкости - II, Пособия к СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" МДС 21-1.98 "Предотвращение распространения пожара", принимая во внимание конструктивные решения здания (несущие элементы из естественных или искусственных каменных материалов, бетона или железобетона), нежилое здание литеры "Е", "Е1", "под Е" с кадастровым номером N и нежилое здание литеры "К", "над К", "под К" с кадастровым номером N, можно отнести классу конструктивной пожарной опасности - СО. В связи с чем, расстояние от указанных нежилых зданий до строений на смежных земельных участках должно составлять не менее 6 метров.
Противопожарные расстояния от нежилого здания литеры "Е", "Е1", "под Е" с кадастровым номером N, до здания на смежном земельном участке "адрес" не соблюдены, составляют 1, 0 м, вместо положенных, согласно т.1 СП "СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" 6 м.
Противопожарные расстояния от нежилого здания литеры "К", "над К", под К" с кадастровым номером N, до зданий на смежных земельных участках по "адрес" соблюдены, составляют 12 м, 13, 5м и 7, 5 м соответственно, - что более установленных т.1 СП "СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" 6 м.
На основании специальных технических условий на обеспечение пожарной безопасности объекта: "Здание гостиницы, по адресу: "адрес"", решения которых согласованы нормативно-техническим советом управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 22 октября 2021 года N 165), Терлеевым выполнены компенсационные мероприятия по нераспространению пожара в случае его возникновения.
Согласно представленного акта проверки от 12 мая 2019 года N 164 отделом надзорной деятельности и профилактической работы Ейского районного Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю индивидуального предпринимателя по адресу: "адрес" нарушений требований пожарной безопасности по указанному адресу не выявлено. Таким образом, технический регламент по пожарной безопасности выполнен.
Администрацией Ейского городского поселения Ейского района проведены публичные слушания и предоставлены разрешения на отклонение от предельных параметров и условно разрешенные виды использования земельных участков в соответствии с административными регламентами. В перечне документов, предоставляемых заявителем, не было требования предоставления положительного заключения экспертизы.
В свою очередь, в данном случае управлением архитектуры и администрацией вопросов выдачи разрешений на строительство (или реконструкцию) не рассматривалось.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, представленная Яковенко О.Д. рецензия на заключение о возможности использования земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" выполненное МУП Ейского городского поселения Ейского района "Ейская проектная контора" от 24 февраля 2021 года не может быть принята во внимание в качестве доказательства опровергающих заключение от 24 февраля 2021 года, поскольку специалист, составивший рецензию, не предупреждался судом об ответственности за заведомо ложные показания, судом не допрашивался, рецензия составлена на предмет соответствия исследуемого заключения нормам и правилам, регламентирующим производство судебных экспертиз, в то время как заключение дано не в рамках судопроизводства и для иных целей, поэтому указанные" в рецензии оценки компетенции эксперта, методик исследования их соответствия процессуальным нормам не свидетельствуют о неправильных выводах заключения или невозможности его применения в целях оценки возможности предоставления оспариваемого административным истцом разрешения.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел верному выводу об отказе удовлетворении требований Яковенко О.Д. к администрации Ейского городского поселения Ейского района о признании постановления незаконным.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ейского городского суда Краснодарского края от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 09 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 28 октября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. МальмановаД.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.