Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Кочневой Д.А. по доверенности Рощупкина Е.В, поступившую в суд первой инстанции 19 августа 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кочневой Д.А. к заместителю Министра обороны Российской Федерации Иванову Т.В. Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа в части.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кочнева Д.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю Министра обороны Российской Федерации Иванову Т.В. Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации Иванова Т.В. N 295 от 19 марта 2020 года в части включения жилого помещения по адресу: "адрес" в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 17 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признан незаконным и отменен приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации Иванова Т.В. от 19 марта 2020 года N 295 в части включения жилого помещения по адресу: "адрес" в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14 июня 2022 года отменено решение Ленинского районного суда города Севастополя от 17 марта 2022 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Кочневой Д.А. по доверенности Рощупкин Е.В. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
От представителя Министерства обороны Российской Федерации Орлова И.Н. поступили возражения, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, заявитель просит обжалуемое апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, 14 июля 2003 года военнослужащему Кочневу А.Г. и членам его семьи: супруге Кочневой Г.В. и дочери Кочневой Д.А. на основании ордера N 124, выданного 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес"
Согласно выписке из домовой книги ГУП Севастополя "Единый информационно-расчетный центр" от 10 декабря 2020 года Кочнева Д.А. зарегистрирована по адресу: "адрес" с 15 июля 2005 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 21 мая 2021 года указанная квартира по адресу: "адрес", находится в собственности Российской Федерации. Право собственности зарегистрировано 14 декабря 2016 года.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 295 "О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд" однокомнатная квартира N 28 по улице Коммунистической, 34 в городе Севастополе объявлена служебной.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, обжалуемый приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19 марта 2020 года в части объявления спорной квартиры служебной был издан на занятое жилое помещение спустя 17 лет с момента вселения административного истца в квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
Законом, регулирующим возникшие отношения является Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), определяющий в том числе основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Названный закон в статьях 15 и 15.1 содержит нормы о реализации указанной выше категорией граждан права на жилище.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития (абзацы 2, 3 пункта 1 статьи 15 указанного закона в редакции, действовавшей на момент вселения Кочневой Д.А. в спорную квартиру).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, посчитал незаконным приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации Иванова Т.В. N 295 от 19 марта 2020 года в оспариваемой части, исходил из того, что предоставленная военнослужащему Кочневу А.Г. и членам его семьи в 2003 году квартира не являлась служебным жилым помещением, в связи с чем, принятие оспариваемого Приказа в 2020 году в части включения указанной квартиры в состав служебных не может быть признан законным.
Единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов; жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов; служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям граждан.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, проанализировав приведенные нормы и предписания пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих в редакции, действовавшей на момент получения Кочневым А.Г. спорной квартиры, пришел к верному выводу о наличии у данного объекта недвижимости статуса служебного жилья, поскольку на июль 2003 года она входила в число служебных и в установленном статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР порядке была включена в их число, что подтверждается Приказом Министерства обороны Российской Федерации N 403 от 18.08.2000 года и указанием на корешке ордера статуса квартиры "Служебный"
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в том числе служебные жилые помещения (часть 1).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принятие решений по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда является полномочием федеральных органов исполнительной власти (абзац 1 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации").
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со ст. 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, закреплено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (пункты 1 и 71).
Как усматривается из материалов дела, с момента вселения и до настоящего времени с военнослужащим и членами его семьи не был заключен договор социального найма или найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, предметом которого являлась бы спорная квартира, отсутствовал такой договор и на момент предоставления в 2003 году этой квартиры военнослужащему.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что сам по себе факт пользования спорным жилым помещением, предоставленным в качестве служебного, не является основанием, препятствующим для издания оспариваемого приказа.
Таким образом, судом апелляционной инстанции верно указано, что оспариваемый Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации Иванова Т.В. N от 19 марта 2020 года соответствует закону, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежало отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 07 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.