Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кошевой А.Л, поступившую в суд первой инстанции 22 августа 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 06 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кошевой А.Л. к администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконным постановления обязании осуществить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кошевая А.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Алушта Республики Крым о признании постановления администрации города Алушта Республики Крым N 1373 от 16 июня 2021 года незаконным, возложении повторно рассмотреть и принять решение по заявлению Кошевой А.Л. о предоставлении земельного участка площадью 52 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступлению в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ после утверждения проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Алушта и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 октября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признано незаконным постановление администрации города Алушта N 1373 от 16 июня 2021 года "Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Кошевой А.Л.".
Суд обязал администрацию города Алушта повторно рассмотреть и принять решение по заявлению Кошевой А.Л. о предоставлении земельного участка площадью 52 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ после утверждения проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Алушта и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 06 апреля 2022 года отменено решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 октября 2021 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Кошевой А.Л. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Кошевая А.Л. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
От представителя Алуштинского городского совета Республики Крым - Леонова Д.Е. поступили возражения, в которых представитель просит обжалуемое апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, решением 24 сессии 6 созыва Алуштинского городского совета от 17 февраля 2014 года N24/19 "О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Кошевой А.Л." гражданке Кошевой А.Л. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в аренду земельного участка площадью до 0, 0052 га по адресу: "адрес", за счёт земель Алуштинского городского совета не предоставленных в собственность или пользование, для строительства индивидуального гаража. Данный земельный участок отнесён к категории земель жилой и общественной застройки.
23 июня 2015 года за N N на кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 52 кв.м. по адресу: "адрес"
30 декабря 2020 года в администрацию города Алушты Республики Крым поступило заявление Кошевой А.Л. о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, цель использования земельного участка - хранение автотранспорта.
По результатам рассмотрения заявления Кошевой А.Л. 16 июня 2021 года Администрацией города Алушты Республики Крым принято постановление N1373 "Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Кошевой А.Л." со ссылками в обоснование на пункт 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных отношений на территории Республики Крым" - в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации, а именно: на карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта земельный участок расположен на территории с неурегулированными вопросами, на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне территорий неурегулированных вопросов по Генеральному плану с Лесфондом (Н-1).
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом N131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N313.
Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5).
Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.
В соответствии с пунктом 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона N38-ЗРК.
В силу пункта 13 Порядка, в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование); подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.
Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка (пункт 15 Порядка).
Согласно части 6 статьи 13 Закона N38-ЗРК (в редакции на момент принятия оспариваемого решения), основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно материалам дела, решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 29 октября 2018 года N56/1 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Согласно выкопировке из Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта, земельный участок с кадастровым номером 90:15:010105:699 расположен на территории с неурегулированными вопросами в соответствии с картой разногласий с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 22 февраля 2019 года N59/22 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Согласно выкопировке из Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, вышеуказанной земельный участок расположен в Зоне территорий неурегулирвоанных вопросов по генеральному плану (Н-1).
В соответствии с выкопировкой из Детального плана территории города Алушты, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 28 января 2014 года N9/2288, указанный административным истцом земельный участок расположен частично на территории коммунально-складских и производственных объектов и частично на территории зданий и сооружений промышленного и коммунально-складского назначения.
Из содержания заключения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в адрес Администрации города Алушты от 16 февраля 2021 года N2836/2 следует, что земельный участок с кадастровым номером 90:15:010105:699 согласно Публичной кадастровой карты Республики Крым расположен в границах Алуштинского лесничества Республики Крым, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, как зона с особыми условиями использования территории, утвержденная приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым об установлении границ N2092 от 2018-10-09. Одновременно указано, что в соответствии с приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 23.03.2017 N587 "Об отнесении лесов на территории Республики Крым к защитным лесам и установлении их границ" (в редакции приказа N 1157 от 12.07.2019) лесной участок Алуштинского лесничества, Алуштинского участкового лесничества, в квартале 80 отнесен к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, горно-санитарные леса (леса, расположенные в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах).
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" ("О лесной амнистии") рассмотрение вопроса наложения земельного участка Кошевой А.Л. на земли лесного фонда на заседании Межведомственной рабочей группы невозможно, так как правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 90:15:010105:699, возникшие до 01 января 2016 года, отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 марта 2022 года, объект недвижимости с кадастровым номером N весь имеет ограничение в использовании: вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; Срок действия с 24 января 2018 года; основание: приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 18.08.2017 N1684.
Таким образом судом апелляционной инстанции верно указано, что Кошевой А.Л. испрашивался земельный участок с видом разрешенного использования - для хранения автотранспорта, что не предусмотрено градостроительным регламентом вышеприведенных Правил землепользования и застройки муниципального образования.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии основания: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как верно указано судом апелляционной инстанции в перечне оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренном частью 6 статьи 13 Закона N38-ЗРК, приведено наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об обоснованности отказа административного ответчика Кошевой А.Л. в предоставлении в собственность земельного участка ввиду несоответствия градостроительной документации, в связи с чем решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 октября 2021 года подлежало отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Кошевой А.Л. к администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконным постановления администрации города Алушты N1373 от 16 июня 2021 года.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 07 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.