Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (третье лицо: прокуратура Центрального округа города Краснодара) о взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 29 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 (далее - истец) обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - ответчик, министерство) о взыскании компенсации морального вреда в сумме 800 000 рублей, обосновав требования тем, что в отношении него незаконно осуществлялось уголовное преследование.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратуру Центрального округа города Краснодара.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 29 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2021 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд взыскал с Министерства финансов российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца 30 000 рублей компенсацию морального вреда; в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Заявитель полагает, что размер присужденной судом компенсации морального вреда не обеспечивает надлежащее возмещение нарушения его прав.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание стороны не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Письменных возражений в отношении кассационной жалобы в суд не поступало.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами нижестоящих инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Краснодарского краевого суда от 17 июля 2015 года уголовное дело в отношении ФИО1 по части 2 статьи 209 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и пункту "а" части 3 статьи 226 УК РФ по эпизоду хищения огнестрельного оружия у ФИО5 прекращено, за ФИО1 признано право на реабилитацию.
Истец продолжает отбывать наказание по другим эпизодам, по которым он признан виновным в совершении преступлений.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 151, 1070 - 1071, 1100 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (далее - постановление Пленума N 10), суд первой инстанции исходил из установленного факта незаконного привлечения истца к уголовной ответственности, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании компенсации, определив ее размер с учетом требований разумности и справедливости в сумме 30 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции с приведенными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов нижестоящих инстанций основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением требований процессуального закона.
Согласно абзацу 3 статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 8 названного постановления Пленума N 10 разъяснено, что размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Устанавливая размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию, суд принял во внимание все предусмотренные законом критерии определения суммы такой компенсации, надлежаще установили принял во внимание юридически значимые обстоятельства по делу, баланс интересов сторон спорных правоотношений.
Кассационный суд не может согласиться с доводом подателя жалобы о необоснованно заниженном размере компенсации морального вреда и отсутствии мотивированности при его определении.
Законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет ни минимальный, ни максимальный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. В любом случае компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом - компенсировать потерпевшему перенесенные им физические и (или) нравственные страдания.
Вопреки утверждению подателя жалобы, суд первой инстанции, верно определив закон, подлежащий применению, а также юридически значимые обстоятельства, имеющие значение при разрешении дела, принял во внимание обстоятельства произошедшего, исследовал все вынужденные лишения, которые истец претерпел в связи с незаконным уголовным преследованием.
При этом определение соразмерности и разумности размера компенсации является оценочными и относится к исключительным правомочиям суда. Оснований сомневаться в справедливости и соразмерности взысканной суммы компенсации не имеется.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФИО1 и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 29 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.