Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу начальника Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Противопожарная служба" Кужакова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N12 г. Абакана Республики Хакасия от 22 ноября 2021г., решение судьи Абаканского городского суда от 24 января 2022г., вынесенные в отношении Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Противопожарная служба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N12 г. Абакана Республики Хакасия от 22 ноября 2021г, оставленным без изменения решением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24 января 2022г, Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Противопожарная служба" (далее - ГКУ РХ "Противопожарная служба") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 13000 рублей.
В жалобе начальник ГКУ РХ "Противопожарная служба" просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ГКУ РХ "Противопожарная служба" не выполнило в установленный срок п.п. 1-9 предписания Главного управления МЧС России по Республике Хакасия N1/1/1 от 03.03.2021 при следующих обстоятельствах: Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ГКУ РХ "Противопожарная служба" выдана лицензия N от 15.04.2010г. на осуществление деятельности по тушению пожаров населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в зданиях и помещениях Республики Хакасия.
Согласно пп.а, б п.3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение), лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 Технического регламента, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Технического регламента; наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование.
Согласно пп. г, ж, е, д п.3 указанного Положения отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта; выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; прохождение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих; д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г? настоящего пункта.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Главным Управлением МЧС России по РХ в период с 03.02.2021 по 03.03.2021 была проведена внеплановая проверка ГКУ РХ "Противопожарная служба" на соответствия лицензионным требованиям.
03.03.2021 в адрес ГКУ РХ "Противопожарная служба" вынесено письменное предписание N1/1/1 по устранению лицензионных требований, с требованием в срок до 01.09.2021 устранить выявленные нарушения.
На основании распоряжения и.о. заместителя начальника ГУ - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы N 13 от 19.08.2021 в период с 02.09.2021 по 29.09.202 1 проведена проверка в части исполнения предписания по устранению лицензионных требований N 1/1/1 от 03.03.2021.
По результатам проверки составлен акт проверки N 13 от 29.09.2021, где указано о наличии имеющихся не устраненных нарушений предписания, а именно: У ГКУ РХ "Противопожарная служба" отсутствуют здания, помещения и сооружения, установленные в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" типа (пожарные депо) и принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании, размещенные на территории поселений с учетом требований статьи 76 Технического регламента, а именно: не обеспечено прибытие первого подразделения пожарной охраны к месту вызова по времени не превышающем 20 минут в определенные пункты Республики Хакасия, пп. а п. 3 Положения.
У ГКУ РХ "Противопожарная служба" отсутствуют здания, помещения и сооружения, установленные в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" типа (пожарные депо) и принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании, размещенные на территории поселений с учетом требований статьи 76 Технического регламента, а именно: принадлежащие ГКУ РХ "Противопожарная служба" здания (сооружения) за исключением зданий пожарных депо в "адрес" не удовлетворяют требованиям статьи 33 и статьи 76 Технического регламента, т.к. не являются зданиями пожарных депо.
ГКУ РХ "Противопожарная служба" при смене адресов места нахождения (осуществления) деятельности не переоформило лицензию, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 7 Положения.
В ГКУ РХ "противопожарная служба" не обеспечена минимальная численность подразделений из расчета одна штатная единица личного состава, непосредственно участвующего в тушении пожаров, на каждые 650 человек населения Республики Хакасия. Согласно представленного организационно-штатного расписания на 2021 год утвержденного приказом от 28.12.2020 N ПО/ОД, общая численность ГКУ РХ "Противопожарная служба" составляет 596 человек. С учетом численности населения Республики Хакасия на 2021 год ориентировочно 532266 человек необходимо 819 единиц личного состава, непосредственно участвующего в тушении пожаров, пп. г, ж п. 3 Положения, ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ч. 2 ст. 4 Закона Республики Хакасия "О пожарной безопасности" от 28.06.2006 N 34-ЗРХ.
У работников ГКУ РХ "Противопожарная служба", участвующих в действиях по тушению пожаров, отсутствует соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих ГКУ РХ "Противопожарная служба". п. 2 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ, пп. г п. 3 Положения.
У определенных работников ГКУ РХ "Противопожарная служба", участвующих в действиях по тушению пожаров, отсутствует не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемого вида деятельности соответственно по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих ГКУ РХ "Противопожарная служба", пп. е п. 3 Положения.
У определенных работников ГКУ РХ "Противопожарная служба" не имеется подтверждающих документов об отсутствии медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей, пп. д п. 3 Положения.
В соответствии с приказом от 21.01.2016 N 7/ОД "О внесении изменения в приказ ГКУ РХ "Противопожарная служба" от 05.12.2013 N 213" определенные автомобили не доукомплектованы следующим ПТВ, пп. б п. 3 Положения.
В соответствии с приказом от 05.12.2013 N 213 "Об утверждении норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных пожарных автомобилей в ГКУ РХ "Противопожарная служба" определенные автомобили не доукомплектованы следующим ПТВ, пп. б п.3 Положения.
Согласно уставу ГКУ РХ "Противопожарная служба", утвержденного постановлением Правительства РХ от 08.02.2011 N 45, Учреждение создано для выполнения функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере профилактики и тушения пожаров путем изменения типа существующего ГКУ РХ "Противопожарная служба". Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем учреждения является Правительство Республики Хакасия. Отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки от 19.08.2021г, предписанием Главного управления МЧС России по Республике Хакасия N1/1/1 от 03.03.2021, N13/1/1 от 29.9.2021г, актом проверки от 29.09.2021г, выпиской из ЕГРЮЛ.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, мировой судья дал верную оценки и обоснованно признал ГКУ РХ "Противопожарная служба" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Факт невыполнения ГКУ РХ "Противопожарная служба" в предусмотренный срок законного предписания Главного управления МЧС России по Республике Хакасия установлен государственными инспекторами Республики Хакасия, зафиксирован в акте проверки и в жалобе не оспаривается, поэтому вывод судебных инстанций о наличии в действиях (бездействии) учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ является верным.
Доводы жалобы о том, что к уставным видам деятельности ГКУ РХ "Противопожарная служба" не отнесено создание подразделений добровольной пожарной охраны не свидетельствует о незаконности требований предписания, поскольку в силу устава предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий в сфере защиты от пожаров и здоровья людей, имущества граждан и организаций. Основными целями деятельности является организация и осуществление профилактики пожаров. С учетом изложенного Учреждение обязано принимать меры к соблюдению требований ст.33 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", с учетом требований ст. 76 Технического регламента.
То обстоятельство, что формирование и ведение реестров добровольных пожарных дружин осуществляют территориальные органы МЧС России, указанный выше вывод не опровергает.
Приведенные доводы жалобы о том, что состав правонарушения отсутствует, учреждением принимались все необходимые меры по выполнению предписания, частично предписание исполнено, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в постановлениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Административное наказание назначено ГКУ РХ "Противопожарная служба" в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, в рамках санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления и решения не установлено, неустранимые сомнения в виновности ГКУ РХ "Противопожарная служба" в совершении правонарушения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения принятых по делу судебных актов, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N12 г. Абакана Республики Хакасия от 22 ноября 2021г, решение судьи Абаканского городского суда от 24 января 2022г, вынесенные в отношении Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Противопожарная служба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу начальника ГКУ РХ "Противопожарная служба" Кужакова А.А. - без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.