Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 апреля 2022г. N Т-391, решение Большеуковского районного суда Омской области от 28 июня 2022г. и решение Омского областного суда от 2 августа 2022г., вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя Главы Большеуковского муниципального района Омской области Макарова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 апреля 2022г. N Т-391, оставленным без изменения решением Большеуковского районного суда Омской области от 28 июня 2022г. и решением Омского областного суда от 2 августа 2022г, первый заместитель Главы Большеуковского муниципального района Омской области Макаров С.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Макаров С.А. просит постановление и судебные решения отменить, приводя доводы о их незаконности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных в данной статье.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Статьей 13.4 указанного закона установлены требования к местам (площадкам) накопления отходов:
1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
2. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
3. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
4. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в собственности администрации Большеуковского муниципального района Омской области находится земельный участок с кадастровым номером N. На территории Большеуковского муниципального района транспортирование отходов осуществляется на указанный земельный участок, при этом специально оборудованная площадка и документы, подтверждающие вывоз отходов в 2020 году ? истекшем периоде 2022 года отсутствуют, меры по заключению договора на вывоз отходов в обозначенный период администрацией района не предпринимались. Наряду с указанным, земельный участок не включен в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Омской области, введенных в эксплуатацию до 1.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, а также не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, было выявлено нарушение администрацией требований Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Должностным лицом, ответственным за допущенные нарушения является первый заместитель Главы Большеуковского муниципального района Омской области Макаров С.А.
Факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ и виновность должностного лица подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, действия Макарова С.А, надлежащим образом не исполнившего свои служебные обязанности, квалифицированы по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства в области охраны окружающей среды.
Доводы жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд, аналогичны доводам, заявленным в ходе производства по делу об административном правонарушении, приведенным в жалобах на постановление, являлись предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Заявитель ссылается на то, что администрация не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. При этом, полномочия администрации в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на соответствующих территориях являются властно-распорядительной функцией, неисполнение которых не охватывается диспозицией части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Между тем, из материалов дела следует, что собственником земельного участка, на котором происходит размещение отходов, является Большеуковский муниципальный район Омской области.
С учетом приведенных выше правовых норм, организация деятельности на спорном земельном участке по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в данном случае относится к вопросам местного значения Большеуковского муниципального района Омской области.
Кроме того, пункт 16 Устава Большеуковского муниципального района Омской области относит к вопросу местного значения муниципального образования участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Большеуковского муниципального района Омской области.
Вывод о том, что первый заместитель Главы Большеуковского муниципального района Омской области Макаров С.А. в данном случае является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения должным образом мотивирован в постановлении, поддержан судебными инстанциями.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств, основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является.
Постановление является мотивированным, соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 апреля 2022г. N Т-391, решение Большеуковского районного суда Омской области от 28 июня 2022г. и решение Омского областного суда от 2 августа 2022г, вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя Главы Большеуковского муниципального района Омской области Макарова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Макарова С.А. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.