Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зорко Александра Ивановича, поданную 9 сентября 2022 года, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года
по административному делу N 2а-2323/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области к Зорко Александру Ивановичу о взыскании обязательных платежей и пени, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 20 по Иркутской области (далее-налоговый орган, истец) обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Зорко Александру Ивановичу (далее-ответчик, кассатор), в котором, уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные исковые требования, просила взыскать с Зорко Александра Ивановича задолженность в общей сумме 673 270, 03 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу с физических лиц за 2015 и 2017 годы в размере 91, 66 рублей; земельный налог с физических лиц за 2015, 2016 и 2017 годы в сумме 636 382 рубля и пени в размере 844, 48 рублей; имущественный налог с физических лиц за 2017 год в сумме 35 275, 00 рублей и пени в размере 676, 89 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Зорко А.И, ИНН "данные изъяты", состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. Согласно карточке учета и (или) регистрации Зорко А.И. является собственником автомобилей: автомобили легковые, государственный регистрационный знак: "данные изъяты", марка/модель ТОЙОТА КАМРИ, VIN: "данные изъяты", год выпуска 2006, дата регистрации права: 04.10.2016; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: "данные изъяты", марка/модель ТОЙОТА КОРОЛЛА, VIN: "данные изъяты", год выпуска 2007, дата регистрации права: 10.12.2016; дата утраты права собственности: 17.07.2018; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: "данные изъяты", Марка/Модель: MERCEDES BENZ GL350 BLUETEC 4MATIC, VIN: "данные изъяты", год выпуска 2014, дата регистрации права: 23.04.2014; дата утраты права собственности: 28.11.2015. Согласно расчету транспортный налог, подлежащий уплате ((налоговая база)*(доля в праве)*(налоговая ставка)*(количество месяцев владения имуществом)) за 2015 и 2017 годы составляет 6 669 рублей, пени - 91, 66 рублей. На момент составления искового заявления общая сумма задолженности за 2015 год по транспортному налогу составляет 398 рублей согласно требованию N 4720 от 22.06.2018. Налоговым органом с целью самостоятельного исполнения обязанности по уплате транспортного налога в бюджет за 2015 год в адрес Зорко А.И. по почте заказным письмом от 15.10.2016 направлено налоговое уведомление от 12.10.2016 N 60189383, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений N 42. 01.02.2018 проведен перерасчет транспортного налога и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01.02.2018 N 84132365.
Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налогов в установленный законодательством срок не была исполнена, в соответствии с пунктом 1 статьи 45, статьями 69, 70, 75 НК РФ выставлено требование об уплате недоимки по налогам от 22.06.2018 N 4720 на общую сумму 398, 00 рублей. Требование об уплате налога по состоянию на 22.06.2018 N 4720 направлено налоговым органом по почте заказным письмом 06.07.2018, о чем свидетельствует реестр почтовой корреспонденции N 481634. Налоговым органом с целью самостоятельного исполнения обязанности по уплате транспортного налога в бюджет за 2017 год в адрес Зорко А.И. по почте заказным письмом от 26.06.2018 направлено налоговое уведомление от 24.06.2018 N 4584447, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений N 280. В связи с тем, что в установленный действующим законодательством РФ срок задолженность по налогам не погашена, инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени за периоды: 04.12.2018 - 16.12.2018, 17.12.2018 - 29.01.2019 по транспортному налогу в сумме 91, 66 рублей. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налогов в установленный законодательством срок не была исполнена, в соответствии с пунктом 1 статьи 45, статьями 69, 70, 75 НК РФ выставлено требование об уплате недоимки по налогам и соответствующих сумм пени от 30.01.2019 N 759, где общая сумма задолженности по транспортному налогу и соответствующей сумме пени составляет 6 362, 66 рублей. Расчет пени приведен в приложении N 5 к настоящему заявлению. Требование об уплате налога по состоянию на 30.01.2019 N 759 направлено налоговым органом по почте заказным письмом 17.02.2019, о чем свидетельствует реестр почтовой корреспонденции N 349.
Кроме того, в соответствии со статьей 388 НК РФ Зорко А.И. является налогоплательщиком земельного налога. Согласно карточке учета и (или) регистрации земельных участков Зорко А.И. является собственником следующих земельных участков: земельный участок, находящийся по адресу: "адрес", кадастровый номер: "данные изъяты", площадь 1041, дата регистрации права: 02.08.2012; земельный участок, находящийся по адресу: "адрес", кадастровый номер: "данные изъяты", площадь 219, дата регистрации права: 11.10.2017. Согласно расчету земельный налог, подлежащий уплате ((налоговая база)*(доля в праве)*(налоговая ставка)*(количество месяцев владения имуществом)) за 2015, 2016 и 2017 годы составляет 593 276 рублей, пени - 844, 48 рублей. По земельному участку с кадастровой стоимостью 14 368 891, 00 рубль ("данные изъяты") 03.12.2018 был проведен перерасчет по причине применения другой налоговой ставки (изначально применялась ставка 0, 15 процентов, которая была заменена на ставку 1, 50 процентов). Изначальная сумма задолженности составляла 21 553, 00 рубля (налоговое уведомление от 24.06.2018 N 4584447), после перерасчета общая сумма земельного налога на данный участок составила 215 533, 00 рубля, тем самым общая сумма к доплате составила 193 980, 00 рублей.
Налоговым органом с целью самостоятельного исполнения обязанности по уплате земельного налога в бюджет за 2017 год по земельному участку с кадастровой стоимостью 3 022 850, 00 рублей в адрес Зорко А.И. по почте заказным письмом от 26.06.2018 направлено налоговое уведомление от 24.06.2018 N 4584447, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений N 280. С целью самостоятельного исполнения обязанности по уплате земельного налога в бюджет за 2015, 2016 и 2017 годы по земельному участку с кадастровой стоимостью 14 368 891, 00 рубль в адрес Зорко А.И. по почте заказным письмом от 22.01.2019 направлено налоговое уведомление от 03.12.2018 N 151456, о чем свидетельствует список почтовых отправлений от 21.01.2019. В связи с тем, что в установленный законом срок задолженность не погашена, инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени (за 2017 год, земельный участок с кадастровой стоимостью 3 022 850, 00 рублей) период 04.12.2018 - 16.12.2018, 17.12.2018 - 29.01.2019 по земельному налогу в общей сумме 543, 82 рубля, (за 2015, 2016, 2017 годы, земельный участок с кадастровой стоимостью 14 368 891 рубль) 09.02.2019 - 10.02.2019, 09.02.2019 - 10.02.2019, 09.02.2019 - 10.02.2019 по земельному налогу в общей сумме 300, 66 рублей.
Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налогов в установленный законодательством срок не была исполнена, в соответствии с пунктом 1 статьи 45, статьями 69, 70, 75 НК РФ выставлено требование об уплате недоимки по налогу и соответствующих сумм пени N 759 от 30.01.2019 по земельному участку с кадастровой стоимостью 3 022 850, 00 рублей ("данные изъяты") на сумму 11 336, 00 рублей, пени - 543, 82 рубля, направленное в адрес административного ответчика по почте заказным письмом, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции от 17.02.2019 N 349, а также выставлено требование об уплате недоимки по налогу и соответствующих сумм пени N 5380 от 11.02.2019 по земельному участку с кадастровой стоимостью 14 368 891, 00 рубль ("данные изъяты") на сумму 581 940, 00 рублей, пени - 300, 66 рублей, направленное в адрес административного ответчика по почте заказным письмом, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции от 17.02.2019 N 349. Зорко А.И. 21.06.2019 по земельному налогу произведена оплата в сумме 4 316, 00 рублей. На данный момент общая сумма задолженности по земельному налогу с учетом пени составляет 589 804, 48 рубля.
Кроме того, согласно карточке учета и (или) регистрации Зорко А.И. является собственником следующих объектов недвижимости: квартиры, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", площадь 72.1, дата регистрации права 10.05.2007, дата утраты права собственности 26.09.2019; квартиры, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", площадь 34, 2, дата регистрации права 13.11.2012, дата утраты права собственности 17.09.2019; квартиры, адрес: "адрес", 1, кадастровый номер "данные изъяты", площадь 46, 90, дата регистрации права 25.10.2011; жилые дома, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", площадь 95, 50, дата регистрации права 04.06.2010; иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", площадь 67, 20, дата регистрации права 05.07.2013. С целью самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога в бюджет в адрес Зорко А.И. по почте заказным письмом от 26.06.2018 направлено налоговое уведомление от 24.06.2018 N 4584447, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений N 280. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налогов в установленный законодательством срок не была исполнена, в соответствии с пунктом 1 статьи 45, статьями 69, 70, 75 НК РФ в адрес налогоплательщика 17.02.2019 направлены требования об уплате недоимки по налогу и соответствующих сумм пени от 30.01.2019 N 759, что подтверждается почтовым реестром N 349. В связи с тем, что в установленный действующим законодательством РФ срок задолженность по налогам не погашена, инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени за периоды 04.12.2018 - 16.12.2018, 17.12.2018 - 29.01.2019 в сумме 676, 89 рублей.
В связи с неисполнением Зорко А.И. требований от 22.06.2018 N 4720 и от 30.01.2019 N 759 инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьёй судебного участка N 8 Кировского района г. Иркутска 29.04.2019 по делу N 2а-2329/19 вынесен судебный приказ по существу заявленных требований. В связи с представленными возражениями от Зорко А.И. относительно исполнения судебного приказа, мировой судья определением от 03.12.2019 отменил судебный приказ по делу N 2а-2329/19. В связи с неисполнением Зорко А.И. требования от 11.02.2019 N 5380 инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьёй судебного участка N 8 Кировского района г. Иркутска 29.04.2019 по делу N 2а-2336/19 вынесен судебный приказ по существу заявленных требований. В связи с представленными возражениями от Зорко А.И. относительно исполнения судебного приказа, мировой судья определением от 03.12.2019 отменил судебный приказ по делу N 2а-2336/19.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2020 года по административному делу N 2а-539/2020 требования Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области удовлетворены. С Зорко Александра Ивановича, проживающего по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области взыскана задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 91, 66 рублей; задолженность по земельному налогу за 2015, 2016 и 2017 годы в сумме 636 382 рубля и пени в размере 844, 48 рублей; задолженность по имущественному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 35 275, 00 рублей и пени в размере 676, 89 рублей, а всего 673 270, 03 рублей. С Зорко Александра Ивановича в бюджет г. Иркутска взыскана государственная пошлина в размере 9 932, 70 рублей.
Дополнительным решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2020 года в удовлетворении требований МИФНС России N 20 по Иркутской области о взыскании с Зорко Александра Ивановича пеней по транспортному налогу за 2015 год в размере 0, 0 рублей - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 августа 2020 года решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2020 года по административному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 октября 2020 года дополнительное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2020 года по административному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года решение Кировского районного суда города Иркутска от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 августа 2020 года в части удовлетворения требований о взыскании с Зорко А.И. задолженности по земельному налогу за 2015 год в сумме 21 533 рубля и по земельному налогу за 2017 год в сумме 21 533 рубля, соответствующей суммы пени в сумме 543, 82 рубля, определения общей суммы задолженности в размере 673 270, 03 рубля, а также в части взыскания государственной пошлины в бюджет г. Иркутска в размере 9 932, 70 рублей отменены. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение Кировского районного суда города Иркутска от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 августа 2020 года оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 ноября 2021 года (далее - решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года иск удовлетворен частично.
Кассатор просит отменить судебные акты, ссылаясь на существенное нарушения норм материального и процессуального права судами. По утверждению кассатора в нарушении названных норм права и как следует из материалов дела, 12 августа 2020 года судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда рассматривали административное дело в составе: председательствующего судьи Медведевой Н.И, судьи Гусаровой Л.В, Бутиной Е.Г. 28 октября 2020 года судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда рассматривали административное дело в составе: судьи - председательствующего судьи Бутиной Е.Г, судьи Гусаровой Л.В, судьи Карнышова А.И. 27 апреля 2022г. заявленный представителем отвод в рассмотрении дела судьи Бутиной Е.Г, оставлен без удовлетворения. 25 мая 2022г. судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда рассматривали административное дело в составе: судьи - председательствующего Абрамчика И.М, судей Бутиной Е.Г. и Каракич Л.Л. Кассатор настаивает на том, что судом существенно нарушены нормы процессуального права, допустив рассмотрение дела судом в незаконном составе. По утверждению кассатора судом не принято внимание, доводы о неверном определении общей задолженности в размере 630 164 рубля 03 копейки, поскольку до вступления решения суда в законную силу административным ответчиком оплачены: земельный налог за 2017г. в размере 193 980 руб, земельный налог за 2017г. в размере 11 336 руб, земельный налог за 2016г. в размере 14 000 руб, земельный налог за 2015 г..в размере 13 000 руб, пени по земельному налогу за 2017г. в размере 844 руб. 48 коп, пени по земельному налогу за 2017г. в размере 543, 82 руб, пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 91, 66 руб, налог на имущество физических лиц за 2017г. в размере 35 275 руб, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 676, 89 руб.
Впоследствии ответчиком оплачены земельный налог за 2016г. в размере 40 000руб. и земельный налог за 2015г. в размере 45 000 руб.
Кассатор настаивает на том, что при рассмотрении данного дела судом не учтено следующее: согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, введенному в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ и вступившему в действие в силу с 1 января 2019 года, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. Исходя из содержания абзаца 1 названного пункта статьи 52 Налогового кодекса, правовое значение для начала его применения имеет дата направления налогоплательщику налогового уведомления, с который законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, 22 января 2019г. в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление, таким образом перерасчет за 2015 год в размере 193 980 руб. кассатор полагает является незаконным, перерасчет является незаконным в силу того, что земельный налог за 2015г. в размере 21 553 руб, земельный налог за 2016г. в размере 21 553 руб. и земельный налог за 2017г. ранее уплачены.
По мнению кассатора отсутствие задолженности по земельному налогу за указанные периоды подтверждается заявлением налогового органа о частичном отказе от административного искового заявления от 26 июля 2021г. N 05-09/21129. Кассатор считает, что судами существенно нарушены нормы материального и нормы процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, просит отменить судебный акт в части в части определения размера общей задолженности истца, в части взыскания задолженности с истца, просит направить спор на новое рассмотрение.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель ответчика заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия. В судебное заседание не явились, ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов административного дела и не оспаривается административным ответчиком, что Зорко Александр Иванович, ИНН 381008930552, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика, является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, а также земельного налога, поскольку является (являлся) собственником объектов недвижимого имущества (квартир, жилого дома, иных строений, помещений и сооружений, земельных участков), транспортных средств - автомобилей легковых, перечень которых приведен выше.
Установлено и не оспаривается сторонами, что в адрес налогоплательщика Зорко А.И. инспекцией направлялись следующие налоговые уведомления:
- N 60189383 от 12.10.2016, в котором Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области произведен расчет земельного налога за 2015 год в общем размере 26 962 рубля, объекты налогообложения: земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; налога на имущество физических лиц за 2015 год, а также транспортного налога за 2015 год в размере 16 994 рубля, объект налогообложения: MERCEDES BENZ GL350 BLUETEC 4MATIC, государственный регистрационный знак "данные изъяты". В связи с чем, у Зорко А.И. возникла обязанность в срок до 01.12.2016 уплатить данные налоги. Налоговое уведомление было направлено в адрес налогоплательщика Зорко А.И. 15.10.2016, что подтверждается списком почтовых отправлений N 42;
- N 6956729 от 09.09.2017, в котором Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области произведен расчет земельного налога за 2016 год в общем размере 28 055 рублей, объекты налогообложения: земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; налога на имущество физических лиц за 2016 год, а также транспортного налога за 2016 год в размере 14 887 рублей, объекты налогообложения: MERCEDES BENZ GL350 BLUETEC 4MATIC, государственный регистрационный знак "данные изъяты"; TOYOTA CAMRY, государственный регистрационный знак "данные изъяты"; ТОЙОТА КАМРИ ГРАЦИЯ, государственный регистрационный знак "данные изъяты"; ТОЙОТА КОРОЛЛА, государственный регистрационный знак "данные изъяты". В связи с чем, у Зорко А.И. возникла обязанность в срок до 01.12.2017 уплатить данные налоги. Налоговое уведомление было направлено в адрес налогоплательщика Зорко А.И. 26.09.2017, что подтверждается списком почтовых отправлений N 178;
- N 84132365 от 01.02.2018, в котором Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области произведен перерасчет транспортного налога за 2015-2016 годы в размере 17 392 рубля, объекты налогообложения: MERCEDES BENZ GL350 BLUETEC 4MATIC, государственный регистрационный знак "данные изъяты"; TOYOTA CAMRY, государственный регистрационный знак "данные изъяты"; TOYOTA CAMRY ГРАЦИЯ, государственный регистрационный знак "данные изъяты"; ТОЙОТА КОРОЛЛА, государственный регистрационный знак "данные изъяты". В связи с чем, у Зорко А.И. возникла обязанность в срок до 28.03.2018 уплатить налог в общей сумме 17 392 рубля;
- N 4584447 от 24.06.2018, в котором Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области произведен расчет земельного налога за 2017 год в общем размере 39 391 рубль, объекты налогообложения: земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 40 334 рубля, объекты налогообложения: квартира, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; квартира, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; квартира, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; жилой дом, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; квартира, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; квартира, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", а также транспортного налога за 2017 год в размере 6 271 рубль, объекты налогообложения: ТОЙОТА CAMRY, государственный регистрационный знак "данные изъяты"; ТОЙОТА КОРОЛЛА, государственный регистрационный знак "данные изъяты". В связи с чем, у Зорко А.И. возникла обязанность в срок до 03.12.2018 уплатить указанные налоги. Данное налоговое уведомление было направлено в адрес налогоплательщика Зорко А.И. 26.06.2018, что подтверждается списком почтовых отправлений N 280;
- N 78072119 от 09.10.2018, в котором Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области произведен перерасчет земельного налога за 2015-2016 годы в связи с изменением налоговой ставки в общем размере 581 940 рублей, объект налогообложения: земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год в общем размере 11 035 рублей, объекты налогообложения: квартира, адрес: "адрес" кадастровый номер "данные изъяты"; квартира, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; квартира, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; жилой дом, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты". В связи с чем, у Зорко А.И. возникла обязанность в срок до 03.12.2018 уплатить указанные налоги. Налоговое уведомление было направлено в адрес налогоплательщика Зорко А.И. 30.10.2018, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений б/н;
- N 151456 от 03.12.2018, в котором Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области произведен перерасчет земельного налога за 2015-2017 годы в связи с изменением налоговой ставки в общем размере 581 940 рублей, объект налогообложения: земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты". В связи с чем, у Зорко А.И. возникла обязанность в срок до 08.02.2019 уплатить налоги в общей сумме 581 940 рублей. Данное налоговое уведомление было направлено в адрес налогоплательщика Зорко А.И. 22.01.2019, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений б/н.
Поскольку в установленный срок Зорко А.И. налоговые обязательства не исполнены, инспекцией в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ начислены пени за периоды:
- с 04.12.2018 по 16.12.2018, с 17.12.2018 по 29.01.2019 по транспортному налогу за 2017 год в сумме 91, 66 рублей;
- с 04.12.2018 по 16.12.2018, с 17.12.2018 по 29.01.2019 по земельному налогу за 2017 год в общей сумме 543, 82 рубля;
- с 09.02.2019 по 10.02.2019, с 09.02.2019 по 10.02.2019, с 09.02.2019 по 10.02.2019 по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в общей сумме 300, 66 рублей;
- с 04.12.2018 по 16.12.2018, с 17.12.2018 по 29.01.2019 по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в общей сумме 676, 89 рублей.
Поскольку налоговые обязательства за 2015-2017 годы, указанные в налоговых уведомлениях, были исполнены Зорко А.И. частично, налоговым органом выставлены требования:
- N 4720 по состоянию на 22.06.2018 (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому Зорко А.И. надлежало в срок до 15.08.2018 уплатить транспортный налог за 2015 год в размере 398 рублей и соответствующую сумму пени в размере 8, 18 рублей. Данное требование было направлено в адрес налогоплательщика Зорко А.И. 06.07.2018, что подтверждается списком почтовых отправлений N 481634;
- N 759 по состоянию на 30.01.2019 (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому Зорко А.И. надлежало в срок до 26.03.2019 уплатить транспортный налог в размере 6 271 рубль и соответствующую сумму пени в размере 91, 66 рублей; налог на имущество физических лиц в размере 46 310 рублей и соответствующую сумму пени в размере 676, 89 рублей; земельный налог в размере 37 205 рублей и соответствующую сумму пени в размере 543, 82 рубля. Данное требование было направлено в адрес налогоплательщика Зорко А.И. 17.02.2019, что подтверждается списком почтовых отправлений N 349;
- N 5380 по состоянию на 11.02.2019 (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому Зорко А.И. надлежало в срок до 08.04.2019 уплатить земельный налог в размере 581 940 рублей и соответствующую сумму пени в размере 300, 66 рублей. Данное требование было направлено в адрес налогоплательщика Зорко А.И. 17.02.2019, что подтверждается списком почтовых отправлений N 349.
Из материалов административного дела также следует, что по заявлению Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам мировым судьей судебного участка N 8 Кировского района г. Иркутска выдан судебный приказ от 29.04.2019 по административному делу N 2а-2329/2019. В связи с поступлением от Зорко А.И. заявления об отмене судебного приказа, определением мирового судьи от 03.12.2019 судебный приказ отменен.
По заявлению Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам мировым судьей судебного участка N 8 Кировского района г. Иркутска выдан судебный приказ от 29.04.2019 по административному делу N 2а-2336/2019. В связи с поступлением от Зорко А.И. заявления об отмене судебного приказа, определением мирового судьи от 03.12.2019 судебный приказ отменен.
Как следует из пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России N 20 по Иркутской области обратилась в суд 25.12.2019, о чем свидетельствует штамп почтовой службы на конверте, то есть в пределах шести месяцев со дня получения налоговым органом определения об отмене судебных приказов от 03.12.2019. Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций с налогоплательщика Зорко А.И. налоговым органом соблюден.
С учетом представленных административным ответчиком сведений об уплате транспортного налога, на момент рассмотрения Кировским районным судом г. Иркутска административного дела N 2а-539/2020 (на дату 17.02.2020) Зорко А.И. судом была определена задолженность в общей сумме 673 270, 03 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 91, 66 рублей; задолженность по земельному налогу за 2015, 2016 и 2017 годы в сумме 636 382 рубля и пени в размере 844, 48 рублей; задолженность по имущественному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 35 275, 00 рублей и пени в размере 676, 89 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2020 года по административному делу N 2а-539/2020 требования Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области удовлетворены. С Зорко Александра Ивановича, проживающего по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области взыскана задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 91, 66 рублей; задолженность по земельному налогу за 2015, 2016 и 2017 годы в сумме 636 382 рубля и пени в размере 844, 48 рублей; задолженность по имущественному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 35 275, 00 рублей и пени в размере 676, 89 рублей, а всего 673 270, 03 рублей. С Зорко Александра Ивановича в бюджет г. Иркутска взыскана государственная пошлина в размере 9 932, 70 рублей.
Дополнительным решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2020 года в удовлетворении требований МИФНС России N 20 по Иркутской области о взыскании с Зорко Александра Ивановича пеней по транспортному налогу за 2015 год в размере 0, 0 рублей - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 августа 2020 года решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2020 года по административному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 октября 2020 года дополнительное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2020 года по административному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года решение Кировского районного суда города Иркутска от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 августа 2020 года в части удовлетворения требований о взыскании с Зорко А.И. задолженности по земельному налогу за 2015 год в сумме 21 533 рубля и по земельному налогу за 2017 год в сумме 21 533 рубля, соответствующей суммы пени в сумме 543, 82 рубля, определения общей суммы задолженности в размере 673 270, 03 рубля, а также в части взыскания государственной пошлины в бюджет г. Иркутска в размере 9 932, 70 рублей отменены. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение Кировского районного суда города Иркутска от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 августа 2020 года оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Из содержания кассационного определения судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года следует, что судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части наличия оснований для взыскания задолженности по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 91, 66 рублей, задолженности по имущественному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 35 275 рублей и пени в размере 676, 89 рублей, а также взыскания суммы исчисленного к уплате земельного налога за 2015-2017 годы в сумме 581 940 рублей и пени в размере 300, 66 рублей, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Суд первой инстанции указал, что доводам административного ответчика и его представителя об отсутствии у налогового органа правовых оснований для перерасчета налоговых обязательств Зорко А.И. по земельному налогу за спорный период в сторону увеличения и не правомерности взыскания задолженности по земельному налогу в связи с перерасчетом и увеличением суммы налога, дана соответствующая правовая оценка в ходе судебного разбирательства по административному делу N 2а-539/2020, решениями судов первой, апелляционной и кассационной инстанций данные доводы отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств спорных правоотношений.
Со ссылкой на часть 2 статьи 64 КАС РФ, с учетом преюдициального характера судебных актов, вступивших в законную силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для повторного доказывания ранее установленных обстоятельств.
В ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу определением Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июля 2021 года принят отказ Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области от административных исковых требований к Зорко А.И. о взыскании земельного налога за 2017 год в размере 21 533 рубля, земельного налога за 2015 год в размере 21 533 рубля. Производство по настоящему административному делу в части взыскания земельного налога за 2017 год в размере 21 533 рубля, земельного налога за 2015 год в размере 21 533 рубля - прекращено.
Определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 года исправлена описка по административному делу N 2а-539/2020 (2а-2323/2021), допущенная в кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года в части указания не верной суммы задолженности по земельному налогу за 2015 и 2017 года в абзаце 4 на странице 8, абзацах 7, 8 на странице 9, абзаце 6 на странице 10 и абзаце 1 резолютивной части кассационного определения вместо: "21 533 рубля" читать: "21 553 рубля".
В ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу установлено, что Зорко А.И. оплачена сумма земельного налога за 2017 год в размере 21 553 рубля, в подтверждение чего представлен чек-ордер от 28.01.2020.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 21 553 рубля налоговым органом предъявлено налогоплательщику Зорко А.И. в отсутствие на то правовых оснований, о чем заявлено представителем административного истца в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу, который указал, что данное требование предъявлено ответчику ошибочно, и в этой части административный истец с учетом кассационного определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года отказался от административного искового требования к Зорко А.И. о взыскании земельного налога за 2015 год в размере 21 533 рубля.
При таких обстоятельствах, с учетом принятого судом в данной части по настоящему делу отказа административного истца от иска, исправления определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 года описки, допущенной в вышеуказанном кассационном определении, исковые требования Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области к Зорко А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в сумме 20 рублей, задолженности по земельному налогу за 2017 год в сумме 20 рублей по мнению суда первой инстанции удовлетворению не подлежат.
Разрешая административное исковое требование Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области о взыскании с Зорко А.И. задолженности по пени в сумме 543 рубля 82 копейки, суд первой инстанции учел, что пени в указанном размере начислены за период с 04.12.2018 по 16.12.2018, с 17.12.2018 по 29.01.2019 по земельному налогу за 2017 год, в подтверждение чего представлен расчет сумм пени, включенной в требование по уплате N 759 от 30.01.2019, который судом проверен и признан правильным.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку исполнить обязанность по уплате земельного налога за 2017 год в сумме 21 553 рубля Зорко А.И. следовало не позднее 03.12.2018 (налоговое уведомление N 4584447 от 24.06.2018), принимая во внимание, что фактически данная обязанность исполнена налогоплательщиком лишь 28.01.2020, что следует из представленного в материалы административного дела чека-ордера об оплате, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом требования о взыскании с Зорко А.И. задолженности по пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 543 рубля 82 копейки, в связи с чем, удовлетворяет административное исковое требование в данной части.
Суд первой инстанции оценивая доводы представителя административного ответчика о том, что налогоплательщиком оплачены пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 91, 66 рублей (чек-ордер от 09.06.2021), налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 35 275 рублей (чек-ордер от 09.06.2021) и пени за 2017 год в размере 676, 89 рублей (чек-ордер от 09.06.2021) отклоняя их указал, что в данной части действия административного ответчика фактически направлены на исполнение решения Кировского районного суда г. Иркутска от 17.02.2020, вступившего в законную силу в неотмененной части.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции посчитал необходимым во исполнение определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года определить административному ответчику Зорко А.И. размер общей задолженности перед Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области в сумме 630 164 рубля 03 копейки, из которых: 91 рубль 66 копеек - пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год; 35 275 рублей - налог на имущество физических лиц за 2017 год; 676 рублей 89 копеек - пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год; 581 940 рублей - земельный налог за 2015-2017 годы, 844 рубля 48 копеек - пени по земельному налогу; 11 336 рублей - земельный налог за 2017 год.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, указав, что доводы жалобы об уплате задолженности по налогу со ссылкой на представленные квитанции не могут быть приняты во внимание, поскольку часть платежей внесена в счёт исполнения присужденной задолженности на основании вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2020 г, часть внесена после того как состоялось обжалуемое решение суда первой инстанции, оснований для прекращения производства или приостановления производства по делу не установлено.
Суд апелляционной инстанции указал, что поскольку решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2020 г. отменено кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 г. в части удовлетворения требований о взыскании с Зорко А.И. задолженности по земельному налогу за 2015 год в сумме 21 533 руб, по земельному налогу за 2017 год в сумме 21 533 руб, пени в сумме 543, 82 руб, определения общей суммы задолженности в размере 673 270, 03 руб, а также в части взыскания государственной пошлины в размере 9 932, 70 руб, а в остальной части оставлено без изменения, то суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, обоснованно учитывал при определении общей задолженности обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением от 17 февраля 2020 г, оплата задолженности Зорко А.И. налогов после принятия решения суда от 17 февраля 2020 г. подлежит учету при разрешении вопросов, возникающих в порядке исполнения.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июля 2021 г. производство по административному делу N 2а-2323/2021 по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России N 20 по иркутской области к Зорко Александру Ивановичу в части взыскания земельного налога за 2017 год в размере 21 533 рубля, земельного налога за 2015 год в размере 21 533 рубля - прекращено, в связи с отказом административного истца от административного иска. Определение от 28 июля 2021 г. сторонами обжаловано не было и вступило в законную силу. Как следует из пояснений налогового органа и материалов дела, основанием отказа налогового органа от требований в части взыскания земельного налога за 2017 год в размере 21 533 рубля послужила оплата Зорко А.И. задолженности 28 января 2020 г. (т.2 л.д. 117-118). Налоговым уведомлением N 4584447 от 24 июня 2018 г. срок уплаты земельного налога за 2017 год установлен до 3 декабря 2018 г. Задолженность по уплате налога административным ответчиком в установленный срок погашена не была. По истечении сроков для уплаты налогов межрайонная ИФНС России N 20 по Иркутской области направила ответчику требование N 759 по состоянию на 30 января 2019 г. об уплате земельного налога за 2017 год, пени, со сроком уплаты до 26 марта 2019 г.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что процедура и сроки принудительного взыскания задолженности по налогам и пени налоговым органом соблюдены, административным ответчиком обязанность по уплате задолженности по уплате земельного налога за 2017 год исполнена несвоевременно, пришёл к правильному выводу о наличии оснований для взыскания пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 543 рубля 82 копейки.
Выводы судов являются правильными.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Как следует из подпунктов 1, 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В пункте 2 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
При этом в силу положений пункта 4 статьи 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней от даты направления заказного письма.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Положения пункта 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывают налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (статья 75 НК РФ).
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 401 НК РФ, статьей 2 Федерального закона от 04.10.2014 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место: 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здания, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Кроме того, в силу положений статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым периодом при исчислении транспортного налога признается календарный год, что предусмотрено в пункте 1 статьи 360 НК РФ.
В пунктах 2, 3 статьи 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
В соответствии со статьей 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Как следует из статьи 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Транспортный налог на территории Иркутской области установлен и введен в действие в соответствии с главой 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Законом Иркутской области "О транспортном налоге" от 04.07.2007 N 53-оз.
Кроме того, в соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Физические лица, пользующиеся земельными участками, должны уплачивать земельный налог.
Как следует из пункта 1 статьи 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно статье 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Руководствуясь указанными нормами права и правильно их применив, а также обоснованно учтя преюдициальный характер судебного акта вступившего в законную силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований.
Вопреки доводам кассатора процессуальных нарушений апелляционной инстанцией не допущено, поскольку отвод судье Бутиной Е.Г. (том, 3, л.д, 86) рассмотрен в установленном процессуальном порядке, об отказе в удовлетворения заявления об отводе вынесено определение от 27 апреля 2022 года, в деле имеется определение о замене состава суда (том, 3, л.д, 109-110), которое положениям КАС РФ также соответствует.
В свою очередь, участие судей апелляционной инстанции в рассмотрении апелляционной жалобы до отмены кассационной инстанцией судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в отмененной части не свидетельствует о незаконности состава суда, поскольку в соответствии со статьей 32 КАС РФ судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, кассационной и надзорной инстанций, судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, апелляционной и надзорной инстанций, судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде надзорной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
В связи с чем, обоснованно определением от 27 апреля 2022 года было отказано в удовлетворении заявления об отводе судьи Бутиной Е.Г, поскольку факт ее участия при предыдущем рассмотрении спора в суде апелляционной инстанции основанием для отвода в силу указанной нормы КАС РФ выступать не может.
Доводам кассатора о неверном определении общей задолженности в размере 630 164 рубля 03 копейки, поскольку до вступления решения суда в законную силу административным ответчиком оплачены: земельный налог за 2017г. в размере 193 980 руб, земельный налог за 2017г. в размере 11 336 руб, земельный налог за 2016г. в размере 14 000 руб, земельный налог за 2015 г. в размере 13 000 руб, пени по земельному налогу за 2017г. в размере 844 руб. 48 коп, пени по земельному налогу за 2017г. в размере 543, 82 руб, пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 91, 66 руб, налог на имущество физических лиц за 2017г. в размере 35 275 руб, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 676, 89 руб. и впоследствии ответчиком оплачены земельный налог за 2016г. в размере 40 000руб. и земельный налог за 2015г. в размере 45 000 руб. дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, поскольку решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2020 г. отменено кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 г. в части удовлетворения требований о взыскании с Зорко А.И. задолженности по земельному налогу за 2015 год в сумме 21 533 руб, по земельному налогу за 2017 год в сумме 21 533 руб, пени в сумме 543, 82 руб, определения общей суммы задолженности в размере 673 270, 03 руб, а также в части взыскания государственной пошлины в размере 9 932, 70 руб, а в остальной части оставлено без изменения, то суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, обоснованно учитывал при определении общей задолженности обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением от 17 февраля 2020 г, оплата задолженности Зорко А.И. налогов после принятия решения суда от 17 февраля 2020 г. подлежит учету при разрешении вопросов, возникающих в порядке исполнения.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм материального права, регулирующие спорные отношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 ноября 2021 года в обжалуемой части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.