Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования города Братска на решение Братского городского суда Иркутской области от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 июля 2022 года по административному делу N 2а-1347/2022 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования города Братска Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Чадаевой Наталии Алексеевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным постановления о назначении нового срока исполнения решения суда по исполнительному производству; возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация муниципального образования города Братска Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области) Чадаевой Н.А. от 22 февраля 2022 года о назначении нового срока исполнения решения суда по исполнительному производству N N в части установления нового срока исполнения требований исполнительного документа до 28 марта 2022 года; возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности установить новый срок с учетом времени, необходимого для совершения действий по исполнению решения суда, мотивируя тем, что установленный оспариваемым постановлением в рамках исполнительного производства N N, возбужденного 22 июля 2021 года на основании исполнительного листа, выданного по решению Братского городского суда Иркутской области по делу N 2-1990/2020 об обязании администрации муниципального образования г..Братска Иркутской области организовать работы по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений ж.р. Энергетик, ж.р. Гидростроитель в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса, новый срок исполнения решения - до 28 марта 2022 года, является неразумным, заведомо неисполнимым, нарушает права администрации г..Братска Иркутской области.
При установлении нового срока исполнения судебным приставом не учтены характер подлежащих исполнению требований, перечень действий, которые необходимо совершить, объем работ, порядок и процедура их выполнения в соответствии с действующим законодательством, имущественное положение должника, значительные финансовые затраты, необходимые для исполнения; не применены принципы соразмерности, законности, разумности и справедливости и не учтено, что данная мера не приведет к достижению цели исполнительного производства в установленные короткие сроки.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 11 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 28 сентября 2022 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии по делу нового судебного акта со ссылкой на допущенные судами нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование иска, настаивает на незаконности оспариваемого постановления, указывая, что надлежащая оценка всем обстоятельствам, на которые ссылалась администрация, судами не дана.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение наряду с другими актами и документами судебных актов (статья 2 названного Федерального закона).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.
Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия установлены в статье 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ: в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Из материалов административного дела усматривается, что постановлением судебного пристава-исполнителя БМОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области от 22 июля 2021 года в отношении администрации муниципального образования города Братска Иркутской области на основании исполнительного листа серии N, выданного Братским городским судом Иркутской области по гражданскому делу N 2-1990/2020, возбуждено исполнительное производство N N, предмет исполнения: обязать администрацию не позднее 31 декабря 2020 года организовать работы по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений ж.р. Энергетик, расположенных по адресу: "адрес", расположенных по адресу: "адрес", в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В адрес должника 22 июля 2021 года направлено требование, в котором указано о необходимости направить в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области не позднее следующего дня после истечения срока для добровольного исполнения информацию о полном или частичном исполнении решения суда, с соответствующими документами, если исполнение может быть подтверждено документально.
Ответ на требование судебного пристава-исполнителя предоставлен администрацией 29 июля 2021 года. Согласно данному ответу решение суда не исполнено; возможности исполнить решение суда в установленный срок администрация не имеет в связи с наличием перечисленных в ответе объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 9 июня 2021 года администрации отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года.
3 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем в адрес администрации направлено требование, согласно которому в связи с истечением срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику необходимо в срок до 13 августа 2021 года предоставить судебному приставу-исполнителю информацию о полном или частичном исполни решения суда с подтверждающими документами.
В ответ на данное требование 13 августа 2021 года администрация известила судебного пристава-исполнителя о подаче частной жалобы на определение Братского городского суда Иркутской области от 9 июня 2021 года с указанием на то, что после рассмотрения частной жалобы в адрес судебного пристава будет направлена дополнительная информация.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 августа 2021 года по исполнительному производству N N с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
16 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства N N от 22 июля 2021 года - до 20 сентября 2021 года.
8 сентября 2021 года в связи с невозможностью исполнить решение Братского городского суда Иркутской области в установленный срок, администрация города обратилась в Братский городской суд Иркутской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в срок до 31 декабря 2022 года.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 7 декабря 2021 года уменьшен размер исполнительского сбора, взысканного с администрации постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 августа 2021 года на одну четверть, то есть до 37 500 руб.
В ответ на требование судебного пристава-исполнителя от 20 января 2022 года по исполнению решения Братского городского суда Иркутской области от 9 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-1990/2020, должником 28 января 2020 года дан ответ, согласно которому решение суда не исполнено, администрация г. Братска не имела возможности исполнить решение суда в установленный срок, так как не имеется достаточного финансирования в бюджете города Братска.
Постановлением врио заместителя начальника Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области от 21 февраля 2022 года администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
22 февраля 2022 г. судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа по решению Братского городского суда Иркутской области по гражданскому делу N 2-1990/2020 - до 28 марта 2022 года.
Требование получено должником 2 марта 2022 года, однако решение суда не исполнено.
Признавая постановление судебного пристава от 22 февраля 2022 года о назначении нового срока исполнения решения суда по исполнительному производству N N в части установления нового срока исполнения требований исполнительного документа до 28 марта 2022 года законным и обоснованным, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, основываясь на приведенных выше установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходили из того, что с учетом срока исполнения, установленного судом в решении Братского городского суда Иркутской области по делу N 2-1990/2020, и длительности неисполнения должником требований исполнительного документа в отсутствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась для надлежащего исполнения, принимая во внимание ранее принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, а также неоднократный отказ в предоставлении отсрочки исполнения решения суда (определения от 9 июня 2021 года и от 28 февраля 2022 года), у судебного пристава имелись правовые основания для вынесения оспариваемого постановления; установленный судебным приставом новый срок исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела является разумным, целям и задачам исполнительного производства соответствует.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Доводы кассационной жалобы административного истца аналогичны правовой позиции и доводам, изложенным в судах первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении спора им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования города Братска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.