Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б.
судей: Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-180/2022 (УИД 42RS0012-01-2022-000149-02) по иску Караульного И.А. к Государственному Учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании ее назначения
по кассационной жалобе Караульного И.А. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Караульный И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее - ГУ-ОПФР) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 14 декабря 2021 г. истец обратился в ГУ-ОПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N400-ФЗ).
Решением ГУ-ОПФР от 21 декабря 2021 г. N в назначении пенсии Караульному И.А. отказано в связи тем, что льготный стаж истца в результате суммирования составляет менее 12 лет 6 месяцев, продолжительность льготного стажа работы по Списку N2 (без суммирования) составляет 8 лет 0 месяцев 23 дня. Указанная продолжительность стажа дает право на установление досрочной страховой пенсии не ранее достижения истцом возраста 57 лет (в октябре 2022 года).
Истец считает принятое ответчиком решение незаконным и необоснованным, нарушающим его право на своевременное установление и назначение досрочной пенсии и просил признать решение ГУ-ОПФР от 21 декабря 2021 г. N об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать ответчика назначить Караульному И. А. досрочную страховую пенсию по старости с 4 октября 2021 г, а также взыскать в его пользу судебные расходы в общей сумме 4 100 рублей.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований Караульного И.А. отказано.
Караульным И.А. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 июня 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 ноября 2021 г. решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 31 августа 2021 г. по гражданскому делу по иску Караульного И.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Мариинске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно - отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Караульного И.А. удовлетворены, решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Мариинске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от 9 июня 2021г. N в части отказа включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, период работы Караульного И.А. в локомотивном депо Тайга Кемеровской железной дороги в должности дублера помощника машиниста электровоза с 5 февраля 1986 г. по 13 февраля 1986 г. признано незаконным; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж Караульного И.А, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, период работы Караульного И.А. в локомотивном депо Тайга Кемеровской железной дороги в должности дублера помощника машиниста электровоза с 5 февраля 1986 г. по 13 февраля 1986 г.; с ответчика в пользу истца взысканы понесенные по делу судебные расходы.
14 декабря 2021 г. истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Согласно решению ГУ-ОПФР от 21 декабря 2021 г. N Караульному И.А. отказано в назначении пенсии, поскольку право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ отсутствует, требуемой продолжительности специального стажа не имеется (фактически 11 лет 8 месяцев 24 дня, требуется не менее 12 лет 6 месяцев).
Право на установление досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ отсутствует, поскольку в результате суммирования не образуется требуемый специальный стаж (не менее 12 лет 6 месяцев). Право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ на 14 декабря 2021 г. отсутствует, поскольку продолжительность стажа работы по Списку N2 (без суммирования) составляет 8 лет 0 месяцев 23 дня. Указанная продолжительность дает право на установление досрочной страховой пенсии не ранее достижения возраста 57 лет.
В специальный стаж истца по Списку N2 включены следующие периоды работы: с 14 февраля 1986 г. по 31 декабря 1991 г. - помощник машиниста электровоза в Локомотивном Депо Тайга; с 5 февраля 1986 г. по 13 февраля 1986 г. - дублер помощника машиниста электровоза (по решению суда); с 29 октября 1983 г. по 24 декабря 1985 г. - служба по призыву, в соответствии с пунктом 109 Положения от 3 августа 1972 г. N590 приравнена к Списку N2, поскольку за периодом службы по призыву последовал период работы по Списку N2.
При суммировании к Списку N2 периода работы истца в "локомотивных бригадах" (с 1 января 1992г. по 31 августа 1995 г.) продолжительность специального стажа Караульного И.А. составит 11 лет 8 месяцев 24 дня.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, установив, что специальный стаж истца, в том числе с учетом суммирования, составляет 11 лет 8 месяцев 24 дня (без учета суммирования 8 лет 23 дня), что менее требуемого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 и пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанная продолжительность стажа дает право на назначение досрочной страховой пенсии не ранее достижения возраста 57 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценке представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ) основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Вышеуказанным Списком предусмотрена профессия - "машинисты и помощники машинистов электровозов".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила от 11 июля 2002 г. N516).
В соответствии с пунктом 2 Правил от 11 июля 2002 г. N516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2); работа в качестве рабочих локомотивных бригад (подпункт 5).
Согласно пункту 3 Правил от 11 июля 2002 г. N516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления, в том числе, к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из смысла абзаца 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, суммирование стажа по подпункту 2 пункта 2 Правил (тяжелые условия труда Список N2) с периодами работ, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 Правил (занятость в составе локомотивных бригад), допускается только при образовании в результате такого суммирования стажа в количестве не менее 12 лет и 6 месяцев.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, установив, что в специальный стаж истца по Списку N2 включены следующие периоды работы: с 14 февраля 1986 г. по 31 декабря 1991 г. - помощник машиниста электровоза в Локомотивном Депо Тайга; с 5 февраля 1986 г. по 13 февраля 1986 г. - дублер помощника машиниста электровоза (по решению суда); с 29 октября 1983 г. по 24 декабря 1985 г. - служба по призыву, в соответствии с пунктом 109 Положения от 3 августа 1972 г. N590 приравнена к Списку N2; при суммировании вышеуказанных периодов работы по Списку N2 с периодом работы истца в "локомотивных бригадах" (с 1 января 1992г. по 31 августа 1995 г.) продолжительность специального стажа Караульного И.А. составит 11 лет 8 месяцев 24 дня, что менее требуемого стажа 12 лет 6 месяцев, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу досрочно страховой пенсии по старости по пункту 2 части статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-Фз "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы о возможности уменьшения пенсионного возраста с учетом суммирования льготного стажа до 56 лет, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 Правил от 11 июля 2002 г. N516, осуществляется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым предусмотрено назначение трудовой пенсии досрочно только при наличии стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин. Суммирование периодов работы, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 Правил от 11 июля 2002 г. N516 (тяжелые условия труда Список N2) с периодами работ, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 Правил (занятость в составе локомотивных бригад), при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона указанными Правилами не предусмотрено.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, поскольку согласно положениям статьями 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку судами материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 марта 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 июня 2022 г..
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Караульного И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.