Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0044-01-2021-001962-91 (2-128/2022) по иску П.А.Б. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о назначении ежемесячной доплаты к пенсии
по кассационной жалобе представителя П.А.Б. - К.А.И, действующей на основании доверенности, на решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.А.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее- ОПФР по Красноярскому краю) о назначении ежемесячной доплаты к пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 17 сентября 2021 г. Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда России Рыбинского района Красноярского края (межрайонное) принято решение об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии N в отношении пенсионного обеспечения П.А.Б. в связи с отсутствием права па назначение дополнительного материального обеспечения как лауреату премии Президента Российской Федерации.
Между тем, с решением ответчика он не согласен. Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2003 г. N 1178 "О присуждении премий Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год" истцу присуждена премия в области образования, в подтверждение данного факта выдан Диплом лауреата премии Президента Российской Федерации, сделана запись в трудовой книжке.
Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации президента Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерации и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
Субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N172н постановление Министерств труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N53 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации" признано утратившим силу и утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.
1 октября 2021 г. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбинском районе Красноярского края (межрайонное) реорганизовано в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.
Истец просил суд возложить на ответчика обязанность назначить ему дополнительное ежемесячное материальное обеспечение на основании Федерального закона от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с даты установления пенсии, возложить на ответчика обязанность произвести выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения с даты установления пенсии.
Решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 июля 2022 г. решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель П.А.Б. - К.А.И. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, П.А.Б. с 6 сентября 2021 г. является получателем пенсии по старости.
Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2003 г. N П.А.Б. присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год, ему выдан диплом лауреата премии Президента Российской Федерации в области образования.
В трудовой книжке истца сделана запись о присуждении премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год.
6 сентября 2021 г. истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Решением пенсионного органа от 17 сентября 2021 г. N истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием права на назначение дополнительного материального обеспечения как лауреату премии Президента Российской Федерации. Учитывая, что положения п. 2 ст. 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" предусматривают установление дополнительного материального обеспечения только за особые и выдающиеся достижения и заслуги перед Российской Федерацией, признание таких исключительных заслуг обусловлено присуждением именно Государственной премии Российской Федерации. Другие премии, присуждаемые высшими органами государственной власти за иные заслуги перед государством, в частности, премии Президента Российской Федерации не имеют статуса Государственной премии Российской Федерации и в этой связи не являются основанием для применения положений Федерального закона от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", Указов Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1200, от 21 июня 2004 г. N, от 28 сентября 2015 г. N, пришел к выводу о том, что врученная истцу премия Президента Российской Федерации не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с нормами Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, в связи с чем П.А.Б. не имеет права на получение соответствующего ежемесячного материального обеспечения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.
Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства.
На основании п. "б" ст. 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания
Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее - дополнительное материальное обеспечение).
Дополнительное материальное обеспечение назначается, в том числе, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Данный перечень лиц является исчерпывающим.
Как правильно учел суд апелляционной инстанции, к Государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых вышеуказанный Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, относятся те премии, которые являются Государственными премиями в соответствии с актом, учредившим их и положением о них, тогда как премия Президента Российской Федерации, которой награжден истец, такого права не предоставляет.
Суды правильно учли, что до 1 января 2005 г. действовал Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 1996 г. N "Об утверждении Положения о премиях Президента Российской Федерации в области образования и Порядка представления работ на соискание премий Президента Российской Федерации в области образования".
Согласно Положению о премиях Президента Российской Федерации в области образования, утвержденному данным Указом, премии Президента Российской Федерации в области образования присуждаются за внедрение инновационных разработок в сфере образования, за создание эффективных технологий обучения.
Присуждение премий производится указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно Порядку предоставления работ на соискание премий Президента Российской Федерации в области образования, объявление информации о приеме работ на соискание таких премий, рассмотрение поступивших работ производится Правительством Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 1996 г. N "Об утверждении Положения о премиях Президента Российской Федерации в области образования и Порядка представления работ на соискание премий Президента Российской Федерации в области образования" утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры".
Данным Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N в целях совершенствования системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры предусмотрено учреждение четырех Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий и трех Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства.
Учреждение Государственной премии Российской Федерации в области образования данным Указом не предусмотрено.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривающих актами Президента Российской Федерации.
Из анализа положений названного Указа Президента Российской Федерации следует, что "Государственные премии Российской Федерации" и "иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации" различны по своему статусу, то есть, не все премии Президента Российской Федерации (несмотря на то, что учреждены соответствующими указами) обладают статусом "Государственная премия".
Установив, что премия, которой был награжден истец не имеет статуса "государственной премии", суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассатора о том, что дополнительное пенсионное обеспечение производится коллеге истца, который также является лауреатом премии на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2003 г, не являются основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку судом рассматривалось право истца на такую доплату. Законность назначения спорной доплаты иному лицу при рассмотрении иска П.А.Б. предметом проверки не являлась.
Учитывая, что доводы кассатора повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, сводятся к субъективному толкованию вышеуказанных норм права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, судами не допущено, решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 июля 2022 г. следует оставить без изменения, кассационную жалобу представителя П.А.Б. - К.А.И. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя П.А.Б. - К.А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.