N 88-20783/2022
г. Кемерово 11 ноября 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Жуленко Н.Л, рассмотрев гражданское дело N по иску Общества с ограниченной ответственностью "Бытсервис" к Тайшихиной (ранее Белоусовой) Людмиле Викторовне о взыскании задолженности за коммунальные услуги, судебных расходов
по кассационной жалобе Тайшихиной Л.В. на решение мирового судьи судебного участка N 2 Прибайкальского района Республики Бурятия от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 10 марта 2022 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бытсервис" (далее - ООО "Бытсервис") обратилось в суд с иском к Тайшихиной (ранее Белоусовой) Л.В. о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу теплоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 431 руб, судебных расходов в размере 497, 24 руб.
В обоснование исковых требований указано, что ответчик является собственником 1/3 доли жилого помещения по адресу: "адрес", однако свои обязанности по оплате за коммунальную услугу добровольно не исполняет, общий долг за указанный период составил 37 292, 17 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Прибайкальского района Республики Бурятия от 11 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 10 марта 2022 г, исковые требования ООО "Бытсервис" удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Тайшихиной Л.В. ставится вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылками на нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Законность судебных постановлений проверена судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (часть 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы при проверке представленных материалов дела не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, собственниками жилого помещения по адресу: "адрес" являются Тайшихин И.Н. (1/3 доли), Тайшихина Л.В. (1/3 доли), Тайшихин А.Н. (1/3 доли).
В соответствии со сведениями ЗАГС о заключении брака, свидетельством о расторжении брака Тайшихина Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела фамилию "Белоусова".
Собственниками вышеуказанного жилого помещения обязанности по оплате за коммунальную услугу теплоснабжения не исполнялись, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в размере 37 292, 17 руб.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Тайшихина Л.В. указала, что данной коммунальной услугой они не пользуются, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ их квартира фактически была отключена от центрального отопления в связи с переходом на автономное отопление, в подтверждение своих доводов представила акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщения генерального директора ООО "Бытсервис" следует, что при заключении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МО "Прибайкальский район", правоустанавливающие документы на переустроенные жилые помещения (отключение от центрального теплоснабжения) по адресу: "адрес" не были переданы.
В ответе на судебный запрос, администрация муниципального образования "Таловское" сельское поселение" также сообщила, что документы об отключении приборов отопления от центральной системы теплоснабжения (разрешительные документы, заявление собственника квартиры, акты и т.д.) по указанной квартире в поселении отсутствуют.
Разрешая спор и принимая решение, мировой судья, руководствуясь положениями ст.ст. 210, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 25, 26, 30, 31, 153-155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, проверив представленный истцом расчет задолженности, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность соразмерно ее доли, указав, что ответчик как долевой собственник жилого помещения обязана нести расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе за теплоснабжение. Отметив, что методика расчета предъявленной задолженности ответчиком не оспорена, доказательства своевременной оплаты коммунальной услуги или погашения указанной задолженности ответчиком не представлены.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии в квартире приборов отопления, мировой судья указал, что само по себе отсутствие радиаторов отопления не может служить основанием для освобождения потребителя от обязанности оплачивать коммунальную услугу в виде отопления, поскольку доказательств того, что система отопления в квартире ответчика была переоборудована в установленном жилищным законодательством порядке, не представлено.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции оставил решение без изменения.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, находит их обоснованными, постановленными с соблюдением норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно.
По общему правилу, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Доводы кассатора о том, что в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении отсутствуют приборы тепловой энергии, они ранее были демонтированы, что подтверждается актом комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствует об отсутствии обязанности оплаты за пользование тепловой энергией, подлежат отклонению на основании следующего.
Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Согласно положениям статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1).
В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ на Правительство Российской Федерации возложен ряд полномочий по регулированию отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, включая установление правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Во исполнение данного полномочия Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также закрепляющие порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией па многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Подпункт "в" пункта 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, также запрещал потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ).
Таким образом, отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением, демонтаж или отключение обогревающих элементов в жилых помещениях в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П абзац второй пункта 40 Правил N 354 был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1). 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правительством Российской Федерации 28 декабря 2018 г. принято постановление N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги но отоплению в многоквартирном доме", согласно которому с 1 января 2019 г. начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме должно производиться с учетом наличия в некоторых многоквартирных домах жилых и нежилых помещений, переведенных в установленном порядке на индивидуальный источник теплоснабжения. В частности, в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и руководствуясь указанными выше нормами законодательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции частично удовлетворяя исковые требования, пришел к обоснованному выводу, что самовольное переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления не может порождать правовые последствия в виде освобождения ответчика от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.
Доводы кассационной жалобы Тайшихиной Л.В. о том, что у нее отсутствует обязанность по оплате тепловой энергии ввиду отсутствия в нем энергопринимающих устройств, подлежат отклонению, поскольку установлено, что в квартире ответчика, расположенной в многоквартирном доме, не имеется отрицательных температур, указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, пригодно для проживания. При этом ответчик, действуя добросовестно, могла и должна была предпринять меры по восстановлению системы отопления либо по легализации уже произведенного демонтажа.
Проверив расчет задолженности, и признав его верным, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Нарушения требований процессуального законодательства, на которые ссылается кассатор, при проверке обжалуемых судебных актов не нашли своего подтверждения.
По существу, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Прибайкальского района Республики Бурятия от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тайшихиной Л.В. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.