Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бойко В.Н, судей Гунгера Ю.В, Ветровой Н.П, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0018-01-2021-011518-73
по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанностей
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 июня 2022 г, заслушав доклад судьи Гунгера Ю.В, выслушав прокурора Симоненко Е.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерству здравоохранения Республики Бурятия.
Просил обязать ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение федерального законодательства, а именно: приобрести 15 автомобилей скорой медицинской помощи класса "В", укомплектовать штат ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" медицинским персоналом, а именно, врачами скорой медицинской помощи - 38 чел, анестезиологами - реаниматологами - 2 чел, врачами педиатрами - 4 чел, психиатром - 1 чел, фельдшерами скорой помощи - 118 чел, медсестрами - 6 чел. Обязать Министерство Здравоохранения Республики Бурятия осуществить финансирование ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" для устранения нарушений законодательства, перечисленных выше, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2022 г, исковые требования удовлетворены частично.
ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Бурятия обязано устранить нарушение федерального законодательства, а именно: приобрести 15 автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязано осуществить финансирование ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Бурятия для приобретения 15 автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 июня 2022 г. принят отказ истца от заявленных требований к ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Бурятия по приобретению 10 автомобилей скорой медицинской помощи класса "В", к Министерству здравоохранения РБ - по осуществлению финансирования ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Бурятия для приобретения 10 автомобилей скорой медицинской помощи класса "В".
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ в данной части отменено, производство по делу в данной части прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 июня 2022 г. решение Октябрьского районного суда изменено.
ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Бурятия обязано устранить нарушение федерального законодательства, а именно: приобрести 5 автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязано осуществить финансирование ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Бурятия для приобретения 5 автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит судебные акты отменить считают их незаконными. В обоснование указывает, что судебные акты не содержат сведений о выявленных нарушениях станции Скорой помощи и Министерством здравоохранения Республики Бурятия. Выводы судов в мотивировочной части о том, что Минздрав республики Бурятия должен обеспечить финансирование мероприятий по приобретению автомобилей скорой медицинской помощи для ГБУЗ "ССМП" являются необоснованными и сделаны на неверном толковании законодательства.
На кассационную жалобу поступили возражения прокуратуры Республики Бурятия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 1 января 2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденном Постановлением Правительства РБ от 15 октября 2007 г. N 319, письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 14-0/10/2-2564, ФФОМС N 7155/30 от 26 сентября 2012 г. "О направлении Методических рекомендаций "Скорая медицинская помощь в системе ОМС, Уставом ГБУЗ "ССМП" от 21 декабря 2012 г, суд первой инстанции исходил из того, что срок эксплуатации автомобилей СМП составляет 5 лет, и, установив, что часть автомобилей имеет больший эксплуатационный срок, что является нарушением требований законодательства по условиям оказания квалифицированной медицинской помощи населению, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и о возложении на ГБУЗ обязанности устранить указанное нарушение и приобрести 15 автомобилей СМП класса "В", возложив при этом обязанности на Министерство здравоохранения РБ профинансировать мероприятие по устранению указанного нарушения. В остальной части исковых требований, с учетом того, что истцом не представлено доказательств незаконного бездействия ответчика в части укомплектования штата, суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с доводами суда первой инстанции, при этом, с учетом отказа истца от иска в части, изменил решение, указав об обязанности приобретения автомобилем СМП в количестве 5 штук.
Выводы судов приведены и подробно мотивированы в судебных постановлениях, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов и не находит оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку при разрешении спора судами правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, при этом нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о допущении судами при рассмотрении дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу и влияли бы на законность судебных постановлений, основаны на неверном толковании норм права, а потому подлежат отклонению.
В соответствии с п. 1.6 Устава ГБУЗ ССМП от 21 декабря 2012 г. функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Как следует из Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденном Постановлением Правительства РБ от 15 октября 2007 г. N 319, Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим - в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия (п. 1).
Для решения возложенных задач Министерство организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством); в том числе осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций; организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджета (п. 6.7, 6.10, 6.27, 6.53).
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Бурятия профинансировать мероприятие по устранению указанного нарушения.
Кроме того, изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки судов, признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых судебных постановлениях.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления являются законными, оснований для их отмены в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2022 г. в неотмененной и неизмененной частях, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Бойко
Судьи
Ю.В. Гунгер
Н.П. Ветрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.