Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Попова А.А, Папушиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0009-01-2021-008692-27 по иску Прокурора г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кемерово об обязании совершить действия
по кассационной жалобе Администрации г. Кемерово на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кемерово обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кемерово об обязании совершить действия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Кемерово по обращению оператора ООО "Чистый город Кемерово", в связи с публикацией в сети интернет на сайте Открытый город "Кемерово. Город для свиней", а также обращениями А.Е.В, Ш.В.В, Ф.В.В. по вопросу ненадлежащей организации мест накопления твердых коммунальных отходов в г. Кемерово в ходе осуществления надзора за исполнением требований законодательства в сфере обращений с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) выявлены нарушения требований в области санитарного законодательства.
В обоснование требований ссылается на ст. 8, 13, 13.4, Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Указывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N3 утверждены санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в соответствии с которым на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов, которые независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно п. 9 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
В соответствии с п. 10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КТО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
В целях актуализации информации о состоянии контейнеров прокуратурой г.Кемерово совместно с региональным оператором по обращению с ТКО на территории зоны "Север" Кемеровской области - Кузбасса ООО "Чистый Город Кемерово" был проведен осмотр 917 контейнерных площадок в районе индивидуальной жилой застройки города Кемерово.
По результатам осмотра был составлен акт от 22 ноября 2021 г, обеспечена фотофиксация установленных обстоятельств.
В ходе осмотра было установлено, что:
в нарушение п. 9 раздела II СанПин 2.1.3684-21. по состоянию на 22 ноября 2021 г. большегрузные контейнеры объемом 7.6 м3 в количестве 314 штук не пригодны для использования в целях складирования ТКО, поскольку не обеспечивают исполнение положений санитарно-эпидемиологических требований об исключении возможности попадания отходов на контейнерную площадку. Так, указанные контейнеры не имеют дна, либо имеют дыры в боковых стенах, кроме того, боковые стенки контейнеров изогнуты, повреждены погрузочные петли или клыки, нарушены сварные швы и имеются прочие повреждения после пожара.
В соответствии с актом осмотра от 22 ноября 2021 г. 482 контейнерные площадки в районе индивидуальной жилой застройки г. Кемерово не имеют твердого покрытия, соответствующего требованиям п. 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21, фактически контейнеры размещены на земле.
контейнерные площадки в районе индивидуальной жилой застройки г.Кемерово в количестве 917 штук не имеют ограждения, соответствующего требованиям п. 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21.
С учетом уточнения исковых требований прокурор г. Кемерово просил суд:
- обязать Администрацию города Кемерово привести в соответствие с требованиями п. 9 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в части размещения 314 контейнеров, исключающих возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку, по адресам: "адрес".
- привести в соответствие с требованиями п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в части обустройства 482 контейнерных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод по адресам: "адрес".
- привести в соответствие с требованиями п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 в части обустройства 917 контейнерных площадок ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки по адресам: "адрес".
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 марта 2022 г. исковые требования удовлетворены; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установлен срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 г. С Администрации г.Кемерово в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 июля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено в части взыскания госпошлины, из мотивировочной и резолютивной части решения суда исключено указание на взыскание с Администрации г. Кемерово в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме 300 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Администрацией г. Кемерово подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений в части возложения на администрацию города Кемерово обязанности по размещению контейнеров, исключающих возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку по 314 адресам. Считают в данной части судебные акты незаконными и необоснованными, ссылаясь на то, что возложение обязанности судом по размещению контейнеров на администрацию города Кемерово противоречит действующему законодательству; представленные доказательства о размещаемых контейнерах региональным оператором оставлены без какой-либо оценки, что является нарушением процессуальных норм; вопреки выводам судов контейнеры (бункеры) не являются неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Отмечают, что город Кемерово является городским округом, а не городским поселением, при этом администрация города Кемерово не оспаривает тот факт, что обязанность по содержанию мест относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Настаивают на своей позиции, что именно региональным оператором должны размещаться контейнеры. В подтверждение того, что региональным оператором приобретаются и размещаются контейнеры, администрацией города Кемерово в материалы дела были приобщены доказательства (письмо от 25 января 2022 г. N 05-01-07/209), согласно которому региональным оператором были размещены контейнеры по 180 адресам. Кроме того, на официальном сайте ООО "Чистый Город Кемерово" (www.sibtko.ru) размещены публикации, согласно которым региональный оператор исполнил обязанность, предусмотренную законодательством, и за счет собственных средств приобрел новые контейнеры по адресам, перечисленным в письме администрации города Кемерово. Изложенное свидетельствует о том, что региональным оператором проводится работа по приобретению и размещению контейнеров. Данные доводы оставлены без внимания, суды не дали надлежащую оценку указанным доказательствам.
Кроме того, ссылаются на то, что в ходе подготовки кассационной жалобы, были выяснены новые обстоятельства, имеющие значение для дела. В управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово поступило письмо от ООО "Чистый Город Кемерово" от 29 июля 2022 г. N 1978 о том, что региональным оператором установлены контейнеры по 75 адресам. При этом 23 адреса совпадают с адресами из решения суда, то есть региональным оператором установлены контейнеры по адресам, по которым суд возложил обязанность по установлению контейнеров на администрацию города Кемерово.
На кассационную жалобу прокурором гражданского судебного отдела прокуратуры Кемеровской области Гейэр Е.И. направлены возражения.
В судебном заседании представитель Администрации г.Кемерово - Мхоян Г.А, действующая на основании доверенности, наставила на доводах кассационной жалобы.
Прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифонова М.К. возражала против доводов кассационной жалобы.
Представитель третьего лица ООО "Чистый город" Тюменцева А.И. возражала против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи, с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены обжалуемых постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции суд первой инстанции, руководствуясь ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8. 13, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления", и. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, ст. 2, 8, 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 24 ч. 1 ст. ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2.9 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области от 22 ноября 2018 г, пришел к выводу о возложении на Администрацию г.Кемерово обязанности по приведению 314 контейнерных площадок в санитарное состояние, исключающее возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку, по вышеуказанным адресам.
Суд первой инстанции также установил, что в нарушение п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки по вышеназванным 482 адресам не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также, что 917 площадок по указанным в исковых требованиях адресам не имеют ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и что обязанность по устранению данных нарушений должна быть возложена на администрацию г. Кемерово. Для устранения выявленных нарушений предоставлен срок до 31 декабря 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В абзаце 2 п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 484 (далее - Основы ценообразования N 484), указано, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Положения Основ ценообразования N 484 определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не возлагают на регионального оператора обязанность по приобретению контейнеров и (или) бункеров для их размещения в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены такие расходы.
Данная норма, а также положения ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила N 1039), условия типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156) не возлагают на регионального оператора обязанности по приобретению контейнеров и бункеров в каждом случае.
Контейнеры и (или) бункеры могут приобретаться также и собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Так, п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 18 ч. 1 ст. 15, п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В статье 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. п. 3, 4 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Следовательно, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Из положения п. 2.9 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области от 22 ноября 2018 г, заключенного между ООО "Чистый Город Кемерово" и Министерством жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, следует, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
- установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).
Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
Согласно письму Минприроды России от 11 октября 2019 г. N 08-25-53/24802 организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки. По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
При изложенных выше обстоятельствах суды обоснованно возложили на администрацию г.Кемерово обязанность по приведению 314 контейнерных площадок в санитарное состояние, исключающее возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, отклонив при этом соответствующие доводы ответчика, ошибочно полагавшего, что Основы ценообразования устанавливают обязательные требования для регионального оператора в части приобретения контейнеров для ТКО.
Довод кассационной жалобы о том, что в настоящее время региональным оператором приобретаются и размещаются контейнеры, в том числе и по адресам, по которым суд возложил обязанность по установлению контейнеров на администрацию города Кемерово, не является основанием для отмены обжалуемых постановлений, так как указанные приобретения являются правом регионального оператора и не исключает обязанность администрации г.Кемерово, по приведению 314 контейнерных площадок в санитарное состояние, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке доказательств судом второй инстанции допущено не было. Выводы судебной коллегии мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, исследованную судебными инстанциями и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Кемерово - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.