Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-14/2022; УИД: 55RS0034-01-2021-001691-77 по иску Бояренок Елены Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Омской области на решение Тарского городского суда Омской области от 3 февраля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области Мухамеджановой Ж.Д, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бояренок Е.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области (далее по тексту также Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области) о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 14 июня 2005 г. принята на государственную гражданскую службу в Межрайонную ИФНС России N 2 по Омской области, в августе 2021 года занимала должность старшего государственного налогового инспектора правового отдела. Приказом начальника Межрайонной ИФНС России N от 10 августа 2021 г. с ней был расторгнут служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должностей в государственном органе. При увольнении ей было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 105418, 60 руб. С размером данной выплаты истец не согласна, так как в содержание не были включены суммы материального стимулирования и премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий. Общая сумма недоплаченных денежных средств составила 161728, 71 руб, в том числе по отпускным выплатам - 80335, 07 руб, по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 62769, 04 руб, компенсация за задержку указанных выплат начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 29 октября 2021г. составляет 18624, 60 руб. Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих за 1, 2, 3, 4 кварталы 2018, 2019, 2020 годов, 1, 2, 3 кварталы 2021 года. Данные выплаты не были учтены ответчиком при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2018-2021 годы.
Просила взыскать с Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области в ее пользу задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках с июня 2018 года по август 2021 года в размере 80335, 07 руб, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 62769, 04 руб, компенсацию за задержку выплат в размере 18624, 60 руб, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб, обязать ответчика рассчитать и выплатить компенсацию за задержку выплат недополученных сумм оплаты ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы, начиная с 30 октября 2021г. по день фактического расчета включительно, в размере не ниже 1/150 ключевой ставки Банка России.
Решением Тарского городского суда Омской области от 3 февраля 2022 г. постановлено:
"Исковые требования Бояренок Елены Александровны к Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области в пользу Бояренок Елены Александровны недоплаченную компенсацию при сокращении с государственной гражданской службы в размере 37481, 36 рублей, (без учета вычета НДФЛ), задолженность по денежному содержанию в период нахождения в отпусках по приказам от 26 ноября 2020г, 24 марта 2021г, 23 июня 2021г. в общем размере 10186, 92 рублей (без учета вычета НДФЛ), компенсацию за задержку выплат в общей сумме 4355, 73 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области в пользу Бояренок Елены Александровны сумму компенсации за задержку указанных выплат в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки за период с 4 февраля 2022 г. по день фактического исполнения решения.
В удовлетворении остальной части иска Бояренок Е.А. отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г. постановлено:
"решение Тарского городского суда Омской области от 1 февраля 2022 г. отменить в части взыскания в пользу Бояренок Елены Александровны компенсации за задержку выплат. Принять в отмененной части новое решение об отказе Бояренок Елене Александровне в удовлетворении исковых требований.
Изменить решение суда в части размера взысканных в пользу истца сумм компенсации при сокращении и денежного содержания на период нахождения в отпуске.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области в пользу Бояренок Елены Александровны недоплаченную сумму компенсации при сокращении с государственной гражданской службы в размере 69859 рублей 96 копеек, недоплаченную сумму денежного содержания на период нахождения в оплачиваемых отпусках, предоставленных по приказам N от 26 ноября 2020г, N от 24 марта 2021г, N от 23 июня 2021г, в размере 19434 рубля 78 копеек.
В остальной части решение Тарского городского суда Омской области от 1 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения".
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г. исправлена описка во вводной и резолютивной частях апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г. по гражданскому делу по иску Бояренок Е.А. к Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда, указана вместо неверной даты вынесения решения "1 февраля 2022 г." правильная дата вынесения решения "3 февраля 2022 г.".
В кассационной жалобе представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области Стефаненко Т.П, просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области Мухамеджановой Ж.Д, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бояренок Е.А. с 14 июня 2005 г. проходила государственную гражданскую службу в должности специалиста первой категории юридического отдела, с 3 марта 2014 г. - в должности старшего государственного налогового инспектора правого отдела ИФНС России N 2 по Омской области, которая с 23 августа 2021 г. была реорганизована в ИФНС России по Советскому АО г. Омска и переименована в Межрайонную ИФНС N 9 по Омской области.
Приказом N от 10 августа 2021 г. заключенный с Бояренок Е.А. служебный контракт N от 11 августа 2005 г. расторгнут 10 августа 2021 г, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В связи с увольнением по указанному основанию истцу была выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ), в размере четырехмесячного денежного содержания в общей сумме 105418, 60 руб.
Также Бояренок Е.А. в декабре 2020 года производилась оплата отпуска за 11 календарных дней в сумме 8863, 80 руб, в марте 2021 года производилась оплата за 3 дня отпуска в сумме 2516, 40 руб, в июне 2021 года производилась оплата за 25 дней отпуска в общей сумме 21271 руб.
При исчислении среднего заработка для выплаты Бояренок Е.А. указанных сумм ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Бояренок Е.А. в суд с настоящим иском.
С 23 августа 2021 г. ФНС России утверждена новая структура Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, в соответствии с которой ИФНС России N 2 по Омской области реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Советскому АО г. Омска; далее ИФНС России по Советскому АО г. Омска переименована в Межрайонную ИФНС N 9 по Омской области.
Разрешая спор и удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 14, 23, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которые необходимо учитывать при расчете сумм ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем, признал обоснованными требования Бояренок Е.А. о взыскании в ее пользу задолженности по компенсации при увольнении, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в оплачиваемых отпусках.
При этом районный суд отказал Бояренок Е.А. во взыскании с ответчика задолженности по оплате за ежегодные оплачиваемые отпуска до 30 октября 2020 г. в связи с истечением срока исковой давности для предъявления данных требований.
Определяя размер недоплаты компенсации при сокращении, денежного содержания на период нахождения в оплачиваемых отпусках, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Межрайонной ИФНС N 9 по Омской области в пользу истца Бояренок Е.А. задолженности по компенсации при увольнении в размере 37481, 36 руб, задолженности по оплате отпускных в сумме 10186, 92 руб.
Кроме того, в связи с установлением задолженности по невыплате вышеуказанных сумм, причитающихся работнику, судом первой инстанции на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанность выплаты денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплат, с ответчика, как с работодателя, взыскана компенсация за задержку выплат в сумме 4355, 73 руб.
Установив нарушение трудовых прав Бояренок Е.А, суд первой инстанции принял решение о денежной компенсации морального вреда в пользу работника в размере 5000 руб. на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая при ее определении фактические обстоятельства спора, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий и переживаний по поводу несвоевременного получения средств к существованию, бездействие ответчика, степень его вины, ценность защищаемого права, требования разумности и справедливости.
Рассматривая дело в пределах доводов апелляционных жалоб истца и ответчика, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась в части взыскания в пользу Бояренок Елены Александровны компенсации за задержку выплат, а также в части размера взысканных в пользу истца сумм компенсации при сокращении и денежного содержания на период нахождения в отпуске.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее по тексту также Правила N 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Согласно информационных писем Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) от 3 апреля 2018 г, 8 апреля 2019 г, 17 марта 2020 г, 6 августа 2020 г, 12 апреля 2021 г, адресованных управлениям Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы России (в целом аналогичного содержания), из которых следует, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда (на 2018-2021 годы) ФНС России в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Указанная информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России была доведена в свою очередь Управлением ФНС России по Омской области до сведения ФНС России по административным округам г. Омска, межрайонных ФНС России по Омской области, им поручено под персональную ответственность принять действенные меры по обеспечению их использования
Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России ежеквартально (в 2018-2021 годах) утверждалось распределение бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (приказы ФНС России о материальном симулировании от 5 апреля 2018г. - за 4 квартал 2017 года, от 9 июля 2018г. - за 1 квартал 2018 года, 17 сентября 2018г. - за второй квартал 2018 года, 5 декабря 2018г. - за 3 квартал 2018 года, 16 апреля 2019г. - за 4 квартал 2018 года, от 3 июля 2019г. - за 1 квартал 2019 года, от 25 сентября 2019г. - за 2 квартал 2019 года, от 3 декабря 2019г. - за 3 квартал 2019 года, от 6 апреля 2020г. - за 4 квартал 2019 года, от 25 июня 2020г. - за 1 квартал 2020 года, от 18 сентября 2020г. - за 2 квартал 2020 года, от 4 декабря 2020г. - за 3 квартал 2020 года, от 14 апреля 2021г. - за 4 квартал 2020 года).
Пунктом 4 названных приказов руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований.
Во исполнение названных приказов Комиссией УФНС России по Омской области по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по Омской области в 2018-2021 годах ежеквартально утверждались: общий рейтинговый бал территориальных инспекций УФНС России по Омской области; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Омской области (приказы УФНС России по Омской области от 16 июля 2018г, от 24 сентября 2018г, от 7 декабря 2018г, от 22 апреля 2019г, от 8 июля 2019г, от 26 сентября 2019г, от 5 декабря 2019г, от 8 апреля 2020г, от 22 сентября 2020г, от 8 декабря 2020г, от 15 апреля 2021г, от 12 июля 2021г.).
Начальникам территориальных инспекций УФНС России по Омской области также было поручено утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций (пункт 4 приказов УФНС России по Омской области).
Во исполнение и на основании указанных выше правовых актов приказами Межрайонной ИФНС России N 2 по Омской области от 27 февраля 2018г. N, от 16 апреля 2018г. Nдсп, от 25 апреля 2018г. Nдсп, от 1 июня 2018г. Nдсп, от 18 июля 2018г. N, от 25 сентября 2018г. N, от 11 декабря 2018г. N, от 18 декабря 2018г. N, от 28 февраля 2019г. N, от 24 апреля 2019г. N, от 24 апреля 2019г. N, от 10 июля 2019г. N, от 26 июля 2019г. N, от 30 сентября 2019г. N, от 1 ноября 2019г. N, от 12 декабря 2019г. N, от 17 декабря 2019г. N, от 2 марта 2020г. N, от 26 марта 2020г. N, от 19 сентября 2020г. N, от 10 апреля 2020г. N, от 21 мая 2020г. N, от 30 июня 2020г. N, от 23 сентября 2020г. N, от 23 ноября 2020г. N, от 9 декабря 2020г. N, от 15 февраля 2021г. N, от 19 апреля 2021г. N, от 20 мая 2021г. N, от 23 июня 2021г. N, от 13 июля 2021г. N, от 26 июля 2021г. N осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N 2 по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2018- 2021 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.
В связи с чем, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что Межрайонная ИФНС России N 2 по Омской области ежеквартально производила начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели.
Истцу в течении 12 месяцев, предшествующих увольнению, было начислено в счет материального стимулирования: в сентябре 2020 года 22000, 00 руб. (по коду "данные изъяты") и 26908, 58 руб. (по коду "данные изъяты"), в ноябре 2020 года - 17000, 00 руб. (по коду "данные изъяты"), в декабре 2020 года - 19630, 31 руб. (по коду "данные изъяты"), в феврале 2021 года - 12300, 00 руб. (по коду "данные изъяты"), в апреле 2021 года - 17028, 20 руб. (по коду "данные изъяты"), в мае 2021 года - 28000, 00 руб. (по коду "данные изъяты"), в июне 2021 года - 28000, 00 руб. (по коду "данные изъяты"), в июле 2021 года - 21000, 00 руб. (по коду "данные изъяты") и 17712, 76 руб. (по коду "данные изъяты").
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом приведенных приказов, свидетельствующих о том, что ФНС России и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), имеющих цель материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых ФНС России именно на оплату труда, а потому подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что средства материального стимулирования в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, являются единовременным поощрением, которое в систему оплаты труда не входят, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации морального вреда являются несостоятельными, поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, что является основанием для компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом, законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания. Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, судом апелляционной инстанции указанные условия соблюдены.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тарского городского суда Омской области от 3 февраля 2022г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.