Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Печуриной Ю.А, Удод Е.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой Я.Я, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-294/2022 по административному исковому заявлению Сухомлинова Александра Григорьевича об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе Сухомлинова Александра Григорьевича на решение Ставропольского краевого суда от 17 июня 2022 г, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца по доверенности Синещековой А.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова Е.Н, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 г.).
Сухомлинов А.Г. обратился с административным иском об оспаривании пункта 2876 Перечня на 2019 г, пункта 6350 Перечня на 2020 г, пункта 6451 Перечня на 2021 г, в которые включено помещение с кадастровым номером N, ссылаясь на отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 17 июня 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в части отказа в признании недействующим пункта 6451 Перечня на 2021 г, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
От административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края, а также участвовавшего в деле прокурора поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела в соответствии с положениями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты принят в пределах полномочий Министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Указанные обстоятельства доводами административного искового заявления не были, решение суда в данной части не обжалуется.
В оспариваемые Перечни соответственно под пунктом 2876 Перечня на 2019 г, под пунктом 6350 Перечня на 2020 г. и под пунктом 6451 Перечня на 2021 г. включено нежилое помещение с кадастровым номером N, находящееся в собственности административного истца.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, принадлежащее административному истцу нежилое помещение расположено на втором этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями".
По выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 3 августа 2018 г, нежилое помещение имеет назначение: нежилое, наименование: нежилое.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности нежилое помещение имеет площадь 648, 1 кв.м, номера на поэтажном плане: 130-137, 141, расположено по адресу: "адрес".
Из экспликации к поэтажному плану 2 этажа строения технического паспорта на здание N по "адрес" (лит.А), составленного Государственным унитарным предприятием "адрес" "Краевая техническая инвентаризация" по состоянию на 11 декабря 2012 г, следует, что помещение административного истца (номера на поэтажном плане 130-137, 141) состоит из помещений с назначением N "зал торговый" 580, 3 кв.м, N "коридор" (25, 2 кв.м), N "кабинет" (7, 4 кв.м), N "коридор" (3, 2 кв.м), N "санузел" (2, 5 кв.м), N "помещение" (8, 9 кв.м), N "кладовая" (10, 7 кв.м), N "санузел" (2, 4 кв.м), N "торговое помещение" (7, 5 кв.м), что свидетельствует о предназначении помещения для размещения торговых объектов.
Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения помещения административного истца в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, технические паспорта, составленные Ставропольским отделом ГБУ СК "Ставкрайимущество" по состоянию на 30 марта 2021 г. и 23 ноября 2020 г, не подтверждают наличие оснований для исключения помещения из Перечня на 2021 г. Как пояснила в суде апелляционной инстанции представитель административного истца, технический паспорт от 23 ноября 2020 г. явился основанием для последующей подготовки технического паспорта от 30 марта 2021 г, который является актуальным и был представлен в органы регистрации для учета изменений в виде раздела помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 5 апреля 2022 г. спорное помещение снято с кадастрового учета 20 января 2022 г, с образованием новых объектов недвижимости. Таким образом, технический паспорт от 23 ноября 2020 г. основанием для учета каких-либо изменений в отношении помещения не служил, содержит отличную от технического паспорта от 30 марта 2021 г. площадь помещений в составе объекта недвижимости, а технический паспорт по состоянию на 30 марта 2021 г. составлен уже после принятия Перечня на 2021 г.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил также из акта обследования по определению вида фактического использования нежилого помещения от 29 августа 2018 г, составленному сотрудниками Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", согласно которому нежилое помещение используется как магазин и подсобное, площадь помещения, фактически используемого для размещения торговых объектов - 31, 6%.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пункта 3 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 9).
Такой Порядок на территории Ставропольского края утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 16 февраля 2015 г. N 54-п, где в пунктах 2 и 3 установлено, что определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется ежегодно, до 30 ноября, по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с настоящим Порядком и ежегодно утверждаемым уполномоченным органом Перечнем объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо определить вид фактического использования.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 8 августа 2018 г. N 563 был утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо определить вид фактического использования, на 2018 г, где в пункт 7069 было включено помещение административного истца.
Таким образом, судом обоснованно был принят акт обследования по определению вида фактического использования нежилого помещения от 29 августа 2018 г. как доказательство наличия оснований для включения помещения в Перечень на 2019 г. в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Довод апелляционной жалобы о том, что акт составлен без предварительного уведомления собственника помещений, не свидетельствует о незаконности проведенного мероприятия и не опровергают сделанный в акте вывод о фактическом использовании помещения.
При этом, вопреки суждениям суда, данный акт, с учетом установленных Порядком требований о ежегодном определении вида фактического использования, обоснованность включения помещения в Перечни на 2020, 2021 г. не подтверждает.
Вместе с тем, данное обстоятельство, с учетом наличия самостоятельного основания для включения помещения в Перечни исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на правильность решения суда не влияет.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 17 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухомлинова Александра Григорьевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.