Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника юридического лица Г. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) N 2 - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 14 апреля 2022 года N, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 июня 2022 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) N 2 - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 14 апреля 2022 года N, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 июня 2022 года и решением судьи Камчатского краевого суда от 27 июля 2022 года, краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник КГУП "Камчатский водоканал" Г. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу постановления должностного лица и судебных актов, приводя доводы об их незаконности, просит производство по делу прекратить.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также - обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абзаца 15 части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила N 695).
Согласно пункту 3 Правил N 695 освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377.
В соответствии с указанным перечнем медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, связаны с пребыванием более 50 % времени смены в вынужденной рабочей позе (на коленях, на корточках, лежа, с наклоном вперед, в подвеске, стоя).
Перечнем предусмотрены медицинские психиатрические противопоказания для работников водопроводных сооружений, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, и лицам, обслуживающим водопроводные сети.
Как усматривается из представленных материалов, должностными лицами Государственной инспекции труда в Камчатском крае в отношении КГУП "Камчатский водоканал" проведено расследование смертельного несчастного случая, произошедшего 25 января 2022 года с работником С.
2 апреля 2014 года между КГУП "Камчатский водоканал" и С. заключён трудовой договор, согласно которому последний замещал должность машиниста насосных установок (КНС) 2 разряда.
В соответствии с картой специальной оценки условий труда от 13 января 2020 года N 73 рабочему месту машиниста насосных установок установлен вредный класс (подкласс) условий труда 3.1 по вредному фактору тяжесть трудового процесса.
25 января 2022 года работник С. умер на рабочем месте в здании канализационной насосной станции N 2.
Основанием для привлечения КГУП "Камчатский водоканал" к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с актом о расследовании группового несчастного случая (тяжёлого несчастного, случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 21 февраля 2022 года, послужил допуск работника С. к выполнению своих должностных обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.
Факт совершения КГУП "Камчатский водоканал" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, должностное лицо и судебные инстанции учли, что КГУП "Камчатский водоканал" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведённым в настоящей жалобе, в том числе об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты судебными инстанциями и не ставят под сомнение наличие в деянии КГУП "Камчатский водоканал" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено КГУП "Камчатский водоканал" в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) N 2 - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 14 апреля 2022 года N 41/6-6-22-ИЗ/12-1698-И/2, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 июня 2022 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал", оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Г. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.