Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Диденко И.В. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Соболенко И.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Диденко И.В. обратилась в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу, в котором просила признать незаконным бездействие Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), выразившееся в ненаправлении в соответствии с частью 10 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ) операторам связи информации об интернет адресах:
"данные изъяты"
"данные изъяты", для ограничения доступа к ним; возложить на Роскомнадзор обязанность направить операторам связи информацию об указанных интернет адресах для ограничения доступа к ним.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 августа 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён Роскомнадзор.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 сентября 2021 года (с учётом определения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 октября 2021 года об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 февраля 2022 года, административные исковые требования Диденко И.В. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Роскомнадзора, выразившееся в не направлении в соответствии с частью 10 статьи 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ операторам связи информации об интернет-адресах:
- "данные изъяты", "данные изъяты" для ограничения доступа к ним. На Роскомнадзор возложена обязанность предпринять все действия, предусмотренные статьёй 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ и направленные на фактическое ограничение доступа к информации, распространяемой с нарушением законодательства в области защиты персональных данных, в отношении интернет-адреса "данные изъяты"
9 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Роскомнадзора, поданная 17 августа 2022 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение в Таганский районный суд города Москвы по месту нахождения административного ответчика.
Помимо представителя Роскомнадзора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на видеохостинге Youtube по сетевому адресу "данные изъяты" и на интернет сайте "Штаб Навального в Хабаровске" по сетевому адресу: "данные изъяты" размещены видеоролики под заголовком "Первый после мэра. Роскошная жизнь Александра Андрюшина", в котором содержались персональные данные Диденко И.В.: информация о принадлежащем ей имуществе с указанием его стоимости и месте его нахождения. Также в видеороликах были использованы фотографии административного истца, указывались сведения о его фамилии и имени, сведения об осуществлении им предпринимательской деятельности.
Разрешения на сбор, обработку и распространение своих персональных данных Диденко И.В. не давала.
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 25 июня 2020 года по гражданскому делу N "данные изъяты" установлен факт, что "данные изъяты"
12 мая 2021 года в Роскомнадзор поступило обращение Диденко И.В. (входящий N) по вопросу ограничения доступа к указанной выше информации, по результатам рассмотрения которого письмом от 10 июня 2021 года N 08ВМ-37166 за подписью заместителя руководителя Роскомнадзора Вагнер М.Э. административному истцу было сообщено, что интернет-страницы:
"данные изъяты"
"данные изъяты" - внесены в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Также Диденко И.В. в данном письме разъяснялось, что ограничение доступа к указанным интернет-страницам осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, Роскомнадзор 2 марта и 10 июня 2021 года соответственно направлял провайдерам хостингов shtab.navalny.com и www.youtube.com в электронном виде уведомления на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
По делу также установлено, что на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 27-31-2021/Ид6832-21 сайт shtab.navalny.com внесён в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем доступ к интернет-странице "данные изъяты"/ на территории Российской Федерации невозможен.
Считая, что Роскомнадзором допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа к интернет-страницам:
"данные изъяты"
- N - Диденко И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая административный спор, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ), оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришёл к выводу, что Роскомнадзор не принял достаточных мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных, не направил операторам связи информацию в отношении интернет-страниц:
- N
- "данные изъяты" Административный ответчик ограничился лишь внесением сведений об этих интернет-страницах в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, тогда как действующее законодательство обязывает Роскомнадзор обеспечить достижение конкретной цели: реального (фактического) ограничения доступа к соответствующей информации.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с приведёнными выводами судом нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N 228, Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ следует, что под "персональными данными" понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1); "под обработкой персональных данных" - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3).
По общему правилу, обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ).
Статьёй 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов в судебном порядке.
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений (пункт 2 части 5 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ).
Из содержания пункта 3.1 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ следует, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, части 1 и 2 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к информации в сети "Интернет", обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных", в которую включаются:
- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
- указание на вступивший в законную силу судебный акт;
- информация об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
- дата направления операторам связи данных об информационном ресурсе для ограничения доступа к этому ресурсу.
В силу части 3 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных соответствующей информации, указанной в части 2 настоящей статьи, является вступивший в законную силу судебный акт (часть 5 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ в течение трёх рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании указанного решения суда:
- определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
- направляет провайдеру хостинга или иному лицу, обеспечивающему обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда.
В течение одного рабочего дня с момента получения такого уведомления провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных (часть 8 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
Владелец информационного ресурса в течение одного рабочего дня с момента получения указанного выше уведомления обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трёх рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ лицо (часть 9 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 7 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 8 и 9 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети "Интернет" (часть 10 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
Применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам, Роскомнадзор по результатам рассмотрения обращений Диденко И.В. и до момента обращения административного истца в суд внёс в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных сведения об интернет-страницах:
"данные изъяты"
"данные изъяты" а также направил провайдерам хостингов shtab.navalny.com и www.youtube.com в электронном виде уведомления на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Следовательно, административный ответчик выполнил требования частей 2, 3, 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.
Прямая обязанность по ограничению доступа к соответствующим информационным ресурсам возлагается на владельца информационного ресурса, провайдера хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ лицо (части 8 и 9 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ), тогда как в силу пункта 3.1 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ Роскомнадзор вправе ограничить доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Применительно к настоящему делу, доступ к интернет-странице N территории Российской Федерации уже ограничен, поскольку на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации от 15 июня 2021 года N/Ид6832-21 сайт shtab.navalny.com внесён в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В свою очередь, ограничение доступа к интернет-странице "данные изъяты" на территории Российской Федерации, в условиях, когда владелец информационного ресурса и провайдер хостинга не приняли мер, указанных в частях 8 и 9 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, возможно лишь посредством ограничения доступа ко всему интернет-ресурсу www.youtube.com на территории Российской Федерации, используемому, в том числе, и российскими средствами массовой информации, что приведёт к нарушению прав неопределённого круга лиц.
Из системного анализа положений пункта 3.1 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ и части 10 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ следует, что принятие решения об ограничении доступа к информационному ресурсу, содержащему информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, является правом, а не обязанностью Роскомнадзора.
Таким образом, незаконного бездействия со стороны Роскомнадзора при рассмотрении обращения Диденко И.В. применительно к положениям статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ не допущено.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В данном случае необходимой совокупности таких условий не имеется.
В силу пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым принятые по настоящему административному делу решение и апелляционное определение отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Диденко И.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 февраля 2022 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Диденко И.В. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.