Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Старовойт Р.К, Бузьской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзюбы Александра Владимировича, Дзюба Елизаветы Юрьевны к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложении обязанности выдать свидетельство, по кассационной жалобе Дзюбы Александра Владимировича, Дзюба Елизаветы Юрьевны, в лице представителя Войцеховского Сергея Анатольевича, на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 30 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 2 марта 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дзюба А.В, Дзюба Е.Ю. обратились в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
24 октября 2019 года между Дзюбой А.В, Дзюбой Е.Ю. и продавцом Махотиной М.И. заключен договор купли-продажи, с использованием кредитных средств в размере 1 850 000 рублей, предоставленных ПАО "Сбербанк России" на приобретение квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
12 июля 2021 года истцы обратились в Управление с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, по результатам рассмотрения которого ответчиком принято решение от 14 июля 2021 года N 2712 об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, поскольку квартира приобретена у Махотиной М.И, которая приходится матерью Дзюба Е.Ю.
Просили суд признать незаконным решение Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана от 14 июля 2021 года N 2712 об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложить на Управление обязанность выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Магаданского городского суда от 30 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 2 марта 2022 года решение Магаданского городского суда от 30 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дзюба А.В, Дзюба Е.Ю. просят отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, выражая несогласие с выводами суда о применении к рассматриваемым правоотношениям п. 2(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Полагают, что указанная норма не подлежала применению, поскольку ухудшает положение истцов в сравнении с редакцией Правил, действующей на момент признания семьи Дзюба участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" на основании решения Управления от 26 августа 2014 года N 95.
Считают, что суд необоснованно отклонил доводы истцов о том, что после получения уведомления о необходимости предоставления документов для получения свидетельства истцы были ознакомлены с содержанием Правил, так как данное уведомление было получено истцами после заключения договора купли-продажи от 24.10.2019. Также указывают на отсутствие в решении Управления N 2712 от 14.07.2021 ссылки на федеральный закон, в соответствии с которым им было отказано в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты.
В письменных возражениях Управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить принятые судебные постановления без изменения.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также утвержденными этим актом Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, суд первой инстанции, принимая во внимание, что истцами не были соблюдены обязательные условия и требования, предусмотренные Правилами, для возможности реализации права на выдачу им свидетельства о праве на получение социальной выплаты, пришел к выводу, что управление по учету и распределению жилой площади мэрии "адрес" правомерно отказало в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что на момент признания молодой семьи участниками подпрограммы у нее еще не возникло безусловное право на получение социальной выплаты, учитывая, что договор купли-продажи жилого помещения - "адрес" в "адрес" между Дзюбой Е.Ю, Дзюбой А.В. и Махотиной М.И. (матерью истца) заключен 24 октября 2019 года, то есть в период действия положения пункта 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", устанавливающих запрет на приобретение жилья у родственников.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Судом установлено, что 21 августа 2014 года Дзюба Е.Ю, Дзюба А.В, действующие также в интересах несовершеннолетнего Д. обратились в Управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Решением ответчика от 26 августа 2014 года N 95 они признаны участниками данной подпрограммы.
24 октября 2019 года между Дзюбой Е.Ю, Дзюбой А.В. и М. заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Пунктом 2.2.1 названного договора предусмотрено, что стоимость объекта оплачивается за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных истцам по кредитному договору от 24 октября 2019 года N 335429.
2 июля 2021 года министерством внутренней, информационной и молодежной политики Магаданской области Дзюба Е.Ю, Дзюба А.В, Д. включены в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", о чем семья Дзюбы была уведомлена 12 июля 2021 года ответчиком письмом от 9 июля 2021 года.
9 июля 2021 года Управлением истцам направлено уведомление о необходимости предоставления документов для выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъяснения порядка и условий получения и использования такой выплаты.
12 июля 2021 года Дзюбой А.В. в Управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана представлены заявление о выдаче свидетельства и пакет документов, необходимых для его получения.
Решением Управления от 14 июля 2021 года Дзюба Е.Ю, Дзюба А.В. уведомлены о невозможности выдачи им свидетельства в связи с тем, что жилое помещение - "адрес" в "адрес" приобретена ими у М, которая приходится матерью Дзюбе (Крестьяниновой) Е.Ю, что в силу пункта 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", исключает возможность предоставления молодой семье социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (действовавшая до 3 июня 2017 г.). В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с разделом 3 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, основным механизмом реализации основного мероприятия является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В силу подпункта "е" пункта 2 Правил социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до 1 января 2011 г, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 609 Правила дополнены пунктом 2 (1), согласно которому социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Пункт 2(1) Правил введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 609 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Указанное Постановление Правительства РФ утратило силу в связи с принятием Постановление Правительства РФ от 30.01.2019 N 62 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 30.01.2019 N 62 вносит изменение в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Вместе с тем абз. 9 п. 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, дополняет раздел III "Особенности механизма реализации Программы и управления Программой" абзацами следующего содержания: "Молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Программы. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением N 1 к настоящим особенностям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что истцами не были соблюдены обязательные условия и требования, предусмотренные Правилами, для возможности реализации права на выдачу им свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, применяя к возникшим правоотношениям названные Правила, верно исходил из того, что пункт 2(1) Правил, запрещающий использование социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников действовал с 01.01.2018 (начало действия Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 N 609), и являлся действующим на дату вынесения решения.
При разрешении спора судом верно указано, что на момент признания молодой семьи участниками подпрограммы у нее еще не возникает безусловное право на получение социальной выплаты. Ввиду дополнения Правил пунктом 2(1), носящим императивный характер, обязательной проверке и оценке органом местного самоуправления, принимающим решение о предоставлении социальной выплаты, подлежали обстоятельства заключения договора купли-продажи жилого помещения.
Принимая во внимание, что договор купли-продажи "адрес" в "адрес" между Дзюбой Е.Ю, Дзюбой А.В. и Махотиной М.И. (матерью истца) заключен 24 октября 2019 года, т.е. в период действия положений пункта 2(1) Правил, устанавливающих запрет на приобретение жилья у родственников, оснований для признания незаконным решения Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана от 14 июля 2021 года N 2712, не имелось.
Доводы заявителей по существу повторяют их позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судов первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием. Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 30 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дзюбы Александра Владимировича, Дзюба Елизаветы Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.