Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Панфиловой Л.Ю, Калиниченко Т.В, с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) к Люфиминой С.В, Люфимину В.М, Люфиминой В.В. о выселении из жилого помещения, занимаемого по договору служебного найма и встречному исковому заявлению Люфиминой С.В. к ТУ Росимущество Республики Саха (Якутия), Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по кассационной жалобе Люфиминой С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения Люфиминой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя МВД по Республике Саха (Якутия) - Калининой К.В, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, заключение прокурора Потаповой Е.Н, полагавшей апелляционное определение не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с исковым заявлением к Люфиминой С.В, Люфимину В.М, Люфиминой В.В. о выселении из жилого помещения, занимаемого по договору служебного найма, без предоставления другого жилого помещения, указав, что за МВД по Республике Саха (Якутия) на праве оперативного управления закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение было предоставлено Люфиминой С.В. для временного проживания, на время прохождения службы, заключен договор найма служебного жилого помещения N от 22.03.2012. Совместно с Люфиминой С.В. в жилое помещение также вселились члены ее семьи Люфимин В.М. - супруг, Люфимина В.В. - дочь. Приказом МУ МВД России "Якутское" от 28.04.2021 N л/с Люфимина С.В. уволена из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Однако, до настоящего времени жилое помещение Люфиминой С.В. и членами ее семьи не освобождено.
Люфимина С.В. обратилась к ТУ Росимущество Республики Саха (Якутия), МВД по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения. Она и члены ее семьи пользовались жилым помещением фактически как по договору социального найма, при этом правом на приватизацию не воспользовались, ввиду чего просит признать за нею право собственности на жилое помещение расположенное по адресу: г.Якутск, ул. Якутская, д.2 кв.85 в порядке приватизации.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований МВД по Республике Саха (Якутия) отказано.
Исковые требования Люфиминой С.В. удовлетворены. За Люфиминой С.В. признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" порядке приватизации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республике Саха (Якутия) от 18 мая 2022 года, решение первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований МВД по Республике Саха (Якутия).
Постановлено Люфимину С.В, Люфимина В.М, Люфимину В.С. выселить из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречных требований Люфиминой С.В. отказано.
В кассационной жалобе Люфимина С.В. просит отменить определение апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить без изменения. Ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что на момент предоставления ей квартиры, спорное жилое помещение не обладало статусом служебное жилое помещение. Ссылается на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06.06.2008 и полагает, что установленные данным судебным актом обстоятельства не подлежат доказыванию вновь. Обращает внимание, что наличие у нее в собственности иного жилого помещения, не может служить основанием для отказа в удовлетворении её требований.
В возражениях на кассационную жалобу МВД по Республике Саха (Якутия) считает апелляционное определение законным и обоснованным.
Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на неё, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение предоставлено Люфиминой С.В. по договору социального найма, поскольку дом имел статус общежития, и в последствии передан в муниципальную собственность.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, указал, что спорное жилое помещение имело статус служебного, находилось в собственности Российской Федерации, было закреплено на праве оперативного управления за МВД по Республике Саха (Якутия), при этом, доказательств того, что данное право было оспорено, либо право собственности на указанное жилое помещение было зарегистрировано за другим лицом, суду не представлено. Принимая во внимание, что при заключении договора Люфимина С.В. достоверно знала о том, что жилое помещение является служебным и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем свидетельствует ее подпись в договоре, а также в акте приема -передачи служебного жилого помещения, исходил из того, что предусмотренные ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ основания, исключающие выселение Люфиминой С.В. и членов ее семьи без предоставления другого жилого помещения отсутствуют, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований МВД по Республики Саха (Якутия).
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Судом установлено, что 22.03.2012 между МВД по Республике Саха (Якутия) и Люфиминой С.В. заключен договор найма служебного жилого помещения N расположенного по адресу: "адрес" учетом членов семьи Люфимина В.М. - супруга, Люфиминой В.В, - дочери. Согласно п. 2 указанного договора жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в МВД по Республики Саха (Якутия).
Приказом МУ МВД России "Якутское" от 28.04.2021 N л/с с Люфиминой С.В. контракт по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в ОВД Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) расторгнут, последняя уволена.
До настоящего времени Люфимина С.В. и члены ее семьи проживают в спорном жилом помещении.
Согласно договору найма служебного жилого помещения N от 22.03.2012, заключенного между МВД по Республике Саха (Якутия) и Люфиминой С.В, наймодатель передает нанимателю в пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 13.11.2008 N, закрепленное на праве оперативного управления за МВД по Республике Саха (Якутия) от 12.09.2011 N-р, состоящее из квартиры общей площадью 27, 1 кв метров, расположенное по адресу: "адрес" для временного проживания в нем в связи с прохождением службы в МВД по Республике Саха (Якутия) (п. 1, п. 2 договора).
Сведений об изменении правового режима спорного жилого помещения в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, не представлено.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Между тем, доказательствами того, что ответчики состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что оснований для применения к спорному правоотношению п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, также не имелось, поскольку, предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Удовлетворяя исковые требования о выселении ответчиков из служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения, суд апелляционной инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применив вышеприведенные нормы материального права, обоснованно указал, что ответчики не представили доказательств, что они состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.
Доводы кассационной жалобы ответчиков являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и по своей сути сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам жалобы, установленные решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06.06.2008, в силу требований ст. 61 Гражданско-процессуального кодекса РФ, обстоятельства не являются обязательными для рассмотрения данного дела.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанциями не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконных судебных постановлений, содержащихся в решении суда выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Люфиминой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.