Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Власенко И.Г, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФСИН России по Камчатскому краю о признании права на включение периода службы в стаж службы для исчисления пенсии по выслуге лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуги лет, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Петропавловск-Камчатского городского округа от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
Никитин А.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Камчатскому краю о признании права на включение периода службы в таможенных органах продолжительностью 9 лет 11 месяцев 4 дня в стаж службы в ОУИС для исчисления пенсии по выслуге лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом включения в период службы н ОУИС стажа продолжительностью 9 лег 11 месяцев 4 дня, дающих право на пенсию по выслуге лет, выплатить пенсию с учетом перерасчета с 1 августа 2018 года.
В обоснование требований указал, что приказом N 384 от 7 декабря 1993 года принят на должность инспектора и Петропавловск - Камчатскую таможню. Приказом 30/к от 7 мая 1998 года переведен на должность младшего инспектора отряда таможенной охраны, заключен контракт о службе в таможенных органах РФ. Приказом от 15 мая 2003 года N 93/ок уволен со службы в таможенных органах по пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). На момент увольнения из таможенных органов стаж государственной истца службы составлял в календарном исчислении 9 лет 11 месяцев 04 дня, что было достаточно для назначения пенсии по выслуге лет, которую он получал в период с 15 мая 2003 года по 19 января 2004 года, выплата которой была приостановлена, в связи с поступлением на службу в органы уголовно-исполнительной системы. Приказом от 20 октября 2003 года N 57 л/с принят на службу в УФСИН России по Камчатскому краю с 20 октября 2003 года на должность стажера по должности инспектора штурмового отделения отдела специального назначения по контракту сроком на 5 лет с испытательным сроком на 3 месяца. После прохождения испытательного срока продолжил службу в указанной должности без статуса стажера. Приказом от 4 апреля 2017 года N 62-л/с с 10 апреля 2017 года уволен из органов УИС с должности начальника отдела специального назначения по п.п. "г" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом), в звании подполковника ВС. На момент увольнения стаж службы в ОУИС составлял в календарном исчислении 17 лет 09 месяцев 17 дней, в льготном - 31 год 00 месяцев 07 дней.
После увольнения назначена пенсия по выслуге лет из расчета именно этого стажа службы. 18 ноября 2020 года обратился с заявление в УФСИН России по Камчатскому краю, в котором просил произвести перерасчет выслуги лет и стажа службы в УИС с учетом службы в таможенных органах РФ. В ответном письме в удовлетворении указанного заявления ему отказано со ссылкой на то обстоятельство, что истец уволен до внесения изменений в законодательство - до принятия Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2019 года N 1760.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 мая 2022 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение и апелляционное определение. Указывает, что не согласен с выводом судов о том, что, поскольку он был уволен до внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года, то он не может претендовать на право включения стажа работы в таможенных органах в стаж УИС.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Поскольку решение суда первой инстанции отменено апелляционным определением, дело рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с чем проверке подлежит только апелляционное определение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что ФИО1 приказом N от 7 декабря 1993 года принят на должность инспектора в Петропавловск - Камчатскую таможню, с 7 мая 1998 года переведен на должность младшего инспектора отряда таможенной охраны.
Приказом от 15 мая 2003 года N ФИО1 уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно - штатных мероприятий по пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 годаN 114- ФЗ и ему назначена пенсия за выслугу лет от таможенных органов, которую он получал с 15 мая 2003 года по 19 января 2004 года.
С 20 января 2004 года выплата пенсии от таможенных органов прекращена в связи с поступлением 20 января 2004 года ФИО1 на службу в Управление исполнения наказаний по Камчатскому краю.
Приказом от 4 апреля 2017 года ФИО1 с 10 апреля 2017 года уволен из органов УИС с должности начальника отдела специального назначения по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, на основании п.п. "г" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
При увольнении из уголовно-исполнительной системы ФИО1 произведен расчет выслуги лет, который на 10 апреля 2017 года для назначения пенсии составил 31 год 00 месяцев 07 дней, для выплаты единовременного пособия (общая продолжительность выслуги лет) - 17 лет 09 месяцев 17 дней.
18 ноября 2020 года ФИО1 обратился в УФСИН России по Камчатскому краю с заявлением о перерасчете выслуги лет и стажа работы в уголовно-исполнительной системе.
14 декабря 2020 года в адрес ФИО1 направлен отказ.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, исходил из того, что в соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В силу пункта "г" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.
Частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент увольнения ФИО1 10 апреля 2017 года, установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Указанным пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 не предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода службы указанных лиц в таможенных органах на дату увольнения истца из органов уголовно-исполнительной системы.
С 1 августа 2018 года иступил н силу Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительную систему, ее прохождение и прекращение, а также определяющий правовое положение (статус) сотрудника, согласно п. 1 ч. 4 ст. 38 которого, в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначении пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (в календарном или льготном исчислении).
Пункт 1(4) Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, введенный в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1760 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в соответствии с Федеральным законом "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", предусматривает зачет в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенных со службы с 1 августа 2018 года, помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в календарном исчислении, в том числе, период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
ФИО1 уволен из органов уголовно-исполнительной системы 10 апреля 2017 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент увольнения ФИО1 из органов уголовно-исполнительной системы, законодательство, регулирующее порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходящим службу в органах уголовно-исполнительной системы, не предусматривало включение в выслугу лет для назначения пенсии указанным лицам периодов прохождения ими службы в таможенных органах.
Положения постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 августа 2018 г, за исключением абзаца третьего пункта 2, положения которого (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникшим со дня вступления в силу настоящего постановления (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N1760 "О внесении изменений в постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941").
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм материального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судом апелляционной инстанции не допущены.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.