Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" Обытоцкого М.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 98 Яковлевского судебного района Приморского края от 14 марта 2022 года и решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 12 мая 2022 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 98 Яковлевского судебного района Приморского края от 14 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 12 мая 2022 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" (далее - ООО "Водоканал-Сервис") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с применением правил, установленных частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, генеральный директор ООО "Водоканал-Сервис" Обытоцкий М.И. просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств дела и существенное нарушение материальных и процессуальных прав.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закона N 257-ФЗ).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 14 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В силу положений Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 "ГОСТ Р 58350-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения", утвержденному приказом Росстандарта от 13 февраля 2019 года N 30-ст, при проведении долгосрочных и краткосрочных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, а также других работ на участках проезжей части, обочин, откосов земляного полотна, разделительной полосы, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, трамвайных путей и железнодорожных переездов для обустройства зоны работ используют временные технические средства организации дорожного движения по ГОСТ 32757 и прочие средства, предусмотренные настоящим стандартом (информационные щиты - по 5.5, динамические информационные табло - по 5.6, фронтальные дорожные ограждения - по 6.5.4). Обустройство зоны работ в соответствии с приложением А осуществляют непосредственно перед началом работ в следующем порядке: информационные щиты и динамические информационные табло; дорожные знаки; дорожные светофоры; дорожная разметка; ограждающие устройства; направляющие устройства.
Разделом 6.1 "ГОСТ Р 58350-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения" установлено, что в зоне работ устанавливают дорожные знаки на опорах, в том числе на переносных опорах. При производстве передвижных краткосрочных работ на дорогах любых категорий, кроме автомагистралей и скоростных дорог, допускается устанавливать знаки на переносных раскладных опорах. При производстве краткосрочных работ без автомобиля прикрытия на задней части дорожной машины размещают один из знаков 4.2.1 - 4.2.3, дополнительно можно применять знаки 1.25, 3.24, 1.15, 1.16, 1.18, 1.20.2, 1.20.3. Допускается применять знаки 4.2.1 - 4.2.3 со световой индикацией. Очередность размещения знаков разных групп - по 5.4.4, при этом расстояние от нижнего края знака, размещенного на дорожной машине, до поверхности дорожного покрытия (высота установки) должно быть не менее 1, 0 м.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.019-2016 (далее - ОДМ 218.6.019-2016) определяет принципы организации движения транспортных средств, велосипедистов и пешеходов в местах производства дорожных работ, а также обустройства техническими средствами организации дорожными движения и иными направляющими и ограждающими устройствами. Рекомендации направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охрану окружающей среды.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, независимо от форм их собственности, для обустройства мест производства работ используются временные дорожные знаки; временную разметку проезжей части; ограждающие и направляющие устройства; средства сигнализации; дорожные устройства (пункт 4.1.5 ОДМ 218.6.019-2016).
В соответствии с пунктом 4.2.1 ОДМ 218.6.019-2016 производство работ начинается организацией-исполнителем при наличии утвержденной и согласованной в порядке, предусмотренном подразделом 4.4.2, схемы организации движения и ограждения места производства дорожных работ. Размещение на проезжей части и обочинах оборудования, инвентаря, строительных материалов и дорожных машин осуществляется организацией-исполнителем после полного обустройства участка временного изменения движения всеми необходимыми техническими средствами организации движения, ограждающими и направляющими устройствами в соответствии со схемой. При выполнении работ строительные материалы, грунт, дорожные машины, механизмы и оборудование размещаются в рабочей зоне или в местах хранения. В случаях размещения мест хранения строительной техники и материалов в пределах земляного полотна, на велосипедных дорожках и тротуарах, места хранения обозначаются как места производства работ в соответствии с проектом организации движения.
Из материалов дела следует, что 13 января 2022 в 15 часов 20 минут ООО "Водоканал-Сервис" не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а также не приняло меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, а именно: на автодороге по переулку "адрес" проводились дорожные (земляные) работы на проезжей части и кюветах, в ходе которых не были выставлены соответствующие временные технические средства организации дорожного движения и прочие средства; "адрес" отсутствовали информационные дорожные знаки о введенных временных ограничениях дорожного движения; на "адрес" имелась куча пескогравийной смеси, которая находилась на проезжей части и препятствовала движению транспортных средств и не была огорожена какими-либо техническими средствами организации дорожного движения.
Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, полный перечень которых приведен в судебных актах, получивших оценку мирового судьи и судьи городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ
Виновное бездействие ООО "Водоканал-Сервис", выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Совершенное обществом деяние квалифицировано по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Оснований по доводам жалобы признать, что по делу судами были неверно установлены обстоятельства административного правонарушения, не имеется.
Факт осуществления работ по ремонту трубопровода по переулку Пекарскому в селе Яковлевка Яковлевского района Приморского края, в ходе которого проводились дорожные (земляные) работы на проезжей части дороги и в кюветах именно ООО "Водоканал-Сервис", полно подтвержден исследованными материалами дела, в частности, разрешением (ордером) на проведение земляных работ N 1 от 14 января 2022 год, согласно которому производитель работ (ООО "Водоканал-Сервис") был обязан обеспечить установку дорожных знаков для обеспечения безопасности дорожного движения согласно утвержденной схеме организации дорожного движения по переулку Пекарскому на время производства работ. После проведения работ восстановить асфальтобетонное покрытие (30 кв.м), кюветы (12 м) и обочины (12 кв.м) (л.д.86).
На ООО "Водоканал-Сервис" как исполнителя работ на дороге Яковлевского муниципального района указал в суде и свидетель Коренчук А.А, пояснив, что работы по устранению аварии на трубопроводе велись 13 января 2022 года в его присутствии. О начале осуществления ремонтных работ 13 января 2022 года свидетельствует график производства ремонтных работ, утвержденный генеральным директором общества Обытоцким М.И. (л.д.85).
То обстоятельство, что 13 января 2022 года работы на сетях водоснабжения велись техникой подрядной организации, правового значения не имеет и выводов о правильности определения субъекта административной ответственности в лице ООО "Водоканал-Сервис" не опровергает. Названное юридическое лицо было ответственным за осуществление ремонтных работ, вследствие чего было обязано обеспечить их надлежащее качество с соблюдением всех установленных технических норм и правил, гарантирующих обеспечение безопасности дорожного движения в период ремонта участка дороги.
Достижение цели осуществляемых работ - восстановление водоснабжения в кратчайшие сроки не давало право лицу, осуществляющему ремонтные работы, пренебрегать безопасностью дорожного движения.
Отказ судьи Яковлевского районного суда Приморского края отложить рассмотрение дела с 12 мая 2022 года на другую дату по ходатайству законного представителя ООО "Водоканал-Сервис" Обытоцкого М.И. нарушения прав юридического лица, в отношении которого осуществлено производство по делу, не повлек.
По общему правилу, установленному положениями статьи 25.1 КоАП РФ, рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется при непосредственном участии лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц (часть 3 указанной статьи Кодекса).
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (часть 1 статьи 25.4 КоАП РФ).
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель (часть 1 статьи 25.5 КоАП РФ).
Таким образом, анализ положений вышеприведенных норм в своей совокупности позволяет сделать вывод о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает возможность реализации прав, принадлежащих законным представителям юридических лиц, как лично, так и через защитника, действующего на основании доверенности, содержащей полномочия на участие в делах об административных правонарушениях, выданной этим юридическим лицом и подписанной его законным представителем, а также ордера адвоката.
ООО "Водоканал-Сервис" и его законный представитель Обытоцкий М.И. были извещены судьей районного суда о рассмотрении дела в отношении общества (л.д.105, 106).
При возникновении препятствия для явки в судебное заседание 12 мая 2022 года законного представителя юридического лица имелась возможность реализовать право на защиту путем направления защитника.
Таким образом, судом были созданы условия для возможности реализации юридическим лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, предоставленных ему законом процессуальных прав в целях эффективной защиты. Принадлежащими процессуальными правами ООО "Водоканал-Сервис" распорядилось по своему усмотрению.
При указанных обстоятельствах ходатайство Барсукова Д.И, осуществлявшего защиту интересов ООО "Водоканал-Сервис" в суде первой инстанции об отложении дела в связи с невозможностью явки в судебное заседание законного представителя ООО "Водоканал-Сервис" Обытоцкого М.И, разрешено судьей районного суда по правилам статьи 24.4 КоАП РФ, мотивированно отклонено определением от 12 мая 2022 года (л.д.108), не согласиться с которым оснований не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 98 Яковлевского судебного района Приморского края от 14 марта 2022 года и решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 12 мая 2022 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" Обытоцкого М.И. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.