Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края Осецкого В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 10 марта 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 16 мая 2022 года юридическое лицо - Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края Осецкий В.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, возвратить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края Осецкого В.В, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Из статьи 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ следует, что государственная охрана объектов культурного наследия представляет собой систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлена обязанность лиц, которые обладают правами на объект культурного наследия, при содержании и использовании данного объекта в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия, незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с частью 3 Положения "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1093 предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) в отношении объектов культурного наследия федерального значения, зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, защитных зон объектов культурного наследия федерального значения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, включая: требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия; требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия; требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель; требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том
числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению; требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг; меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр); меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с приказом (распоряжением) от ДД.ММ.ГГГГ N Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка в отношении Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края (далее - Инспекция по ООКН) с целью контроля соблюдения региональным органом охраны объектов культурного наследия обязательных требований при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки выявлены нарушения:
1. В нарушение требований пунктов 5, 6 статьи 20 Федерального закона N 73-Ф3 Инспекцией по ООКН не осуществлен мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ЕГРОКН) и не внесены изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, основанные на результатах мониторинга.
Так, в ЕГРОКН Инспекцией направлено на регистрацию в ЕГРОКН 522 объекта культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края, которые учтены при расчете распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в отношении объектов культурного наследия федерального значения. Фактически количество объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края, составляет 520 объектов.
При этом 2 объекта археологического наследия Инспекцией по охране ОКН в АИС ЕГРОКН ошибочно включены дважды: 1) "Уссурийск - 2.2 Участок городища" регистрационный номер ЕГРОКН: N (основной) и N (дублирующий); 2) "Уссурийск - 2.4. Участок городища" регистрационный номер ЕГРОКН: N (основной) и N (дублирующий).
Инспекцией по ООКН не приняты меры по корректировке сведений в АИС ЕГРОКН, направленные на приведение в соответствие количества объектов культурного наследия: во вкладке "Исключение дублирующей записи", "Проверка заявки на исключение дублирующей записи из Реестра", "Устранение замечаний", а также во вкладках указанных ОКН отсутствуют заявки о корректировке со стороны Инспекции по ООКН, отсутствуют письма и обращения в Минкультуры России и в службу технической поддержки АИС ЕГРОКН. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН, реестр) является государственной информационной системой, используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия, о кадастровых номерах, при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Тем самым, внесение в АИС ЕГРОКН недостоверных сведений (дублирующихся объектов) приводит к неверному расчету выделяемых субвенций на основании Методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1183 (в котором при расчете используется показатель: Ki - количество расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов культурного наследия федерального значения, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 1 июля текущего года, в отношении которых осуществляются переданные полномочия), а также к искажению официальной статистической информации в реестре.
2. В нарушение пункта 7 статьи 47.6 Федерального Закона N 73-ФЗ Инспекцией по ООКН не проведена работа по вручению копии акта органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства под роспись или направлению заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия или иному законному владельцу или другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение по охранным обязательствам, указанным в пунктах N 4, 7-12, 14-17, 19-27, 29-32, 34-38, 41, 43-44, 46- 47 Таблицы N 1 на стр. 8-15 Акта проверки N от ДД.ММ.ГГГГ.
3. В нарушение пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ Инспекцией по ООКН не проведена работа по направлению копии актов органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства в орган регистрации прав для регистрации ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости по 47 объектам культурного наследия, указанным в Таблице N на стр. 8- 15 Акта проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, в срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.
4. Положением о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденном Приказом Минкультуры России от 3 октября 2011 года N 954 (Далее - Положение N 954), с ДД.ММ.ГГГГ установлен срок внесения сведений об объектах культурного наследия в ЕГРОКН: 15 рабочих дней со дня принятия органом охраны объектов культурного наследия решения (акта) об установлении предмета охраны объекта культурного наследия, (акта) об утверждении границ территории объекта культурного наследия.
Приказами Инспекции по ООКН в проверяемый период утверждены предметы охраны объектов культурного наследия и границы территории объектов культурного наследия:
1) предмет охраны: в отношении объекта культурного наследия федерального значения Могила ФИО1 (1872-1930), ЕГРОКН N; Приказ Инспекции по охране ОКН от 12 октября 2021 года N 888.
2) границы территорий в отношении объектов культурного наследия:
1. Константиновка-5, стоянка, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 2. Здание железнодорожного вокзала, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 3. 10-ти дюймовая батарея 55-й высоты, ЕГРОКН2517Ю114500466 (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 4. Батарея Л, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 5. Береговой противодесантный полукапонир N, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 6. Ворошиловская береговая батарея, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 7. Батарея М, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 8. Береговая батарея N VII, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 9. Береговая батарея N XIX, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 10. Здание Восточного института, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 11. Батарея К, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 12. Безымянная батарея, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 13. Опорный пункт "Литер Д", ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 14. Пороховой погреб N, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 15. Опорный пункт "Литер Ж", ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 16. Опорный пункт "Литер Е", ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 17. Пороховой погреб N, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 18. Петропавловская мортирная батарея, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 19. Форт им. Суворова, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 20. Форт N, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 21. Станция канатной дороги, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 22. Пороховой погреб П 1, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 23. Пороховой погреб П 4, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 24. Форт N, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 25. Форт N, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 26.
Форт N бывшей Владивостокской крепости, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N); 27. Пороховой погреб N, ЕГРОКН N (приказ Инспекции по ООКН от ДД.ММ.ГГГГ N).
В нарушение требований подпунктов 3, 7 пунктов 6.1, 10 Положения N 954, а также статьи 20, подпункта 15 пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 73-Ф3 сведения о вышеуказанных объектах культурного наследия Инспекцией по ООКН в ЕГРОКН в установленный срок не внесены. Так как сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию, невнесение в АИС ЕГРОКН препятствует получению указанных сведений об объектах культурного наследия.
5. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 9.1, подпункта 1 пункта 3 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ, статей 57-60, 87, 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), подпунктов 8, 124, 143 Типового Административного регламента осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 1 августа 2018 года N 1357 (далее - Типовой Административный регламент по надзору), пунктов 55, 92 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1093 (далее - Положение N 1093) не приняты меры по федеральному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе носящие предупредительный, пресекательный и профилактический характер, и направленные на недопущение нарушений обязательных требований, а также меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда в отношении объектов культурного наследия федерального
значения:
1) "Дом, в котором работал штаб революционных партизанских отрядов Приморья под руководством ФИО2 в 1920 г." (ЕГРОКН N). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ N правообладателем ООО "Кортино" допущено размещение наружной рекламы на объекте культурного наследия. Постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ООО "Кортино" признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. При этом документов, подтверждающих устранение нарушения, Инспекцией по ООКН в ЕГРОКН не представлено.
2) "Батарея Поспеловская" (ЕГРОКН N). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ N правообладателем ООО "Новик" допущено ненадлежащее содержание ОКН, выразившееся в разрушении от атмосферного выветривания наружной поверхности здания; на бетонных стенах и покрытии имеются трещины на штукатурном слое; территория вокруг памятника заросла кустарником, внутренние помещения захламлены строительным и бытовым мусором. Постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ООО "Новик" признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. При этом документов, подтверждающих устранение нарушения, Инспекцией по ООКН в ЕГРОКН не представлено.
3) "Укрепление "Литер - 3" (ЕГРОКН N). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ N, на территории земельного участка с кадастровым номером N, сформированного под указанный объект культурного наследия, расположен ряд некапитальных построек дачного типа, организованы места для посадки огородных культур, складируются доски и металлический лом, а также размещены автотранспортные средства. Территория охраняется сторожевой собакой. Инспекцией представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ N в адрес УМВД России по г. Владивостоку с просьбой принять соответствующие меры в рамках полномочий. Иных документов, подтверждающих принятие мер Инспекцией или документов, подтверждающих принятие соответствующих мер УМВД России по г. Владивостоку, Инспекцией по ООКН в ЕГРОКН не представлено.
4) "Форт N" (ЕГРОКН N). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ N, на территории земельного участка с кадастровым номером 25:28:050003:489, расположен ряд некапитальных построек, установленных для проведения игровых мероприятий. Деревянные постройки фактически размещены на земляном сооружении форта. Весь периметр территории, используемый для мероприятий, а также места между деревянными постройками уложены бывшими в употреблении автомобильными покрышками, также покрышки разбросаны вдоль земляного рва. В рамках плановой проверки Инспекцией представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ N в адрес УМВД России по г. Владивостоку с просьбой принять соответствующие меры в рамках полномочий. Иных документов, подтверждающих принятие мер Инспекцией, или документов, подтверждающих принятие соответствующих мер УМВД России по г. Владивостоку, Инспекцией по ООКН в ЕГРОКН не представлено.
Таким образом, Инспекцией по ООКН допущено ненадлежащее осуществление федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием объектов культурного наследия федерального значения создает условия для не устранения выявленных нарушений, не привлечения к ответственности виновных лиц, что в свою очередь, влечет повреждение, разрушения объектов культурного наследия, нарушения установленного порядка использования.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона N 73-Ф3 и пунктов 29-30 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" орган охраны объектов культурного наследия после получения акта государственной историко-культурной экспертизы и приложений к нему обязан принять решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.
Вопреки установленным требованиям, указанные решения не приняты Инспекцией по ООКН, информация о принятии решений о согласии или несогласии с выводами 17 (семнадцати) заключений государственной историко-культурной экспертизы в рамках проверки не представлена. Таким образом, Инспекцией по ООКН нарушен порядок рассмотрения заключения экспертизы и приложений к нему. Непринятие Инспекцией по ООКН соответствующих решений создает правовую неопределенность для последующих юридически значимых решений (освоение земель и проведение хозяйственных работ, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия) и документов (нормативно-правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов, утверждающих проекты зон охраны объектов культурного наследия и требования в градостроительных регламентов, режимы использования земель и т.д.).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 года N 2625 (далее - Порядок N 2625) в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия Разрешение выдается на основании заявления о выдаче Разрешения по форме приложения N 2 к Порядку, с приложением копии договора на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, а также схемы (графического плана), изображающей места проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей. В нарушение указанного порядка Разрешения по указанным в таблице актам выданы Инспекцией без соответствующих заявлений и приложений к ним: N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Дальстройбизнес II" (на работы по инженерно-техническому исследованию, выполнению разведочных скважин) на срок до ДД.ММ.ГГГГ; N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "ВСК ТехноСтрой" (на работы по инженерно-техническому исследованию, выполнению вскрытий, шурфов) на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Выдача разрешений в отсутствие обязательных документов, предусмотренных пунктом 5.1 Порядка N 2625, свидетельствует о нарушении Инспекцией по ООКН порядка выдачи разрешений. Разрешения на проведения изыскательских работ на объекте культурного наследия Инспекцией выдаются в отсутствие схемы (графического плана), изображающей места проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей, копии договора на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, Инспекцией по ООКН при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, по федеральному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Перечень) нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении плановой выездной документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием N от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержание доказательств подробно приведено в судебных актах и полно проанализировано.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных полномочий создает угрозу разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия.
Таким образом, Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края, вопреки доводам жалобы, обоснованного привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что Управлением Минкультуры России осуществлен вид государственного контроля, не предусмотренный действующим законодательством, в связи с чем составленный по результатам проверки протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, были предметом оценки судебных инстанций и обоснованы отклонены с приведением убедительных мотивов.
Утверждения в жалобе о том, что на пункт 5 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ, в соответствии с которым при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, являются несостоятельными.
Из положений пунктов 1 - 4 Федерального закона N 73-ФЗ следует, что государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия включает в себя государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия, организация и осуществление которого регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и на который распространяются положения пункта 5 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ о запрете проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области охраны объектов культурного наследия, который осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, на государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области охраны объектов культурного наследия запрет на проведение плановых контрольных мероприятий не распространяется.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Инспекции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Инспекции в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, его размер является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении Инспекции к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 10 марта 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 16 мая 2022 года, вынесенные в отношении Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя инспекции Осецкого В.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.