Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу З. на вступившие в законную постановление государственного инспектора Магдагачинского района по пожарному надзору отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Магдагачинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области от 7 апреля 2022 года N, решение судьи Магдагачинского районного суда Амурской области от 9 июня 2022 года, решение судьи Амурского областного суда от 14 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района З.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Магдагачинского района по пожарному надзору отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Магдагачинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области от 7 апреля 2022 года N, оставленным без изменения решением судьи Магдагачинского районного суда Амурской области от 9 июня 2022 года и решением судьи Амурского областного суда от 14 июля 2022 года, глава администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района З. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, З. просит указанные постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, перечисленные в части 1 указанной статьи, совершённые в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) следует, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьёй 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, руководители органов местного самоуправления, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населённых пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 53 Правил противопожарного режима установлено, что водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно пункту 63 Правил противопожарного режима в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населённых пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населённых пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населённых пунктов и на территориях общего пользования вне границ населённых пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
Первичные меры пожаротушения в соответствии со статьёй 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) помимо прочего включают разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (пункт 2); обеспечение связи и оповещения населения о пожаре (пункт 7).
В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 6 марта 2022 года N 215 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Амурской области" с 7 марта 2022 года на территории Магдагачинского района установлен особый противопожарный режим.
Как следует из представленных материалов, отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Магдагачинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области с 30 марта 2022 года по 5 апреля 2022 года в период особого противопожарного режима, установленного на территории Магдагачинского района, проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Тыгдинского сельсовета в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора.
В ходе внеплановой выездной проверки установлено, что в нарушение пункта 63 Правил не обновлены и не соответствуют установленной ширине не менее 10 метров противопожарные минерализованные полосы с восточной и южной стороны села; в нарушение пункта 67 Правил территория общего пользования в районе "адрес", а также территории общего пользования, не обозначенные на карте-схеме противопожарной защиты "адрес", не убраны от сухой растительности; северо-восточная часть территории населённого пункта в районе улиц: "адрес" не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, что является нарушением пункта 7 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ; в нарушение пункта 53 Правил источник противопожарного водоснабжения (накопительная ёмкость объёмом 10 куб.м, расположенная по адресу: "адрес"), неисправен.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района З. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности.
Факт совершения главой администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района З. вменённого административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении предыдущими судебными инстанциями на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия главы администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района З. правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что собственником земельных участков, расположенных на окраинах села Тыгда, на которых необходимо проводить работы по созданию и обновлению минерализованных полос является муниципальное образование Магдагачинского района, а не администрация Тыгдинского сельсовета, а также о том, что на момент проведения проверки поселение было обеспечено звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, источник противопожарного водоснабжения был исправен, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность, вынесенных по данному делу актов.
Выражая несогласие с оценкой установленных судами обстоятельств, заявитель иных доводов, чем те, которые были отвергнуты как необоснованные, не подтверждённые материалами дела, не приводит.
Постановление должностного лица и судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Порядок и срок привлечения главы администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района З. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание привлекаемому должностному лицу назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление государственного инспектора Магдагачинского района по пожарному надзору отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Магдагачинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области от 7 апреля 2022 года N, решение судьи Магдагачинского районного суда Амурской области от 9 июня 2022 года, решение судьи Амурского областного суда от 14 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района З, оставить без изменения, жалобу главы администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района З. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.