Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника Федоровой "данные изъяты" - Яковлевой Е.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года должностное лицо - заместитель министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Федорова Н.Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Федоровой Н.Т. - Яковлева Е.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Изучив жалобу защитника Федоровой Н.Т. - Яковлевой Е.В, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2020 года N 421 (далее - Порядок N 421).
Согласно пункту 2.2 указанного Порядка условиями предоставления целевых субсидий является наличие заключенных соглашений о предоставлении субсидий на иные цели между учреждениями и Министерством. В случае принятия решения о предоставлении учреждению нескольких субсидий соглашение заключается отдельно по каждой субсидии.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 года 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на оказание населению специализированной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия)" в Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия).
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий имени Т.П. Дмитриевой" (далее - Тубсанаторий) заключено соглашение N о предоставлении Тубсанаторию целевой субсидии в размере 205, 1 тысяча рублей на осуществление выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции за январь 2021 года согласно распоряжению Главы Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2020 года N129-РГ.
К данному соглашению заключено 21 дополнительное соглашение о внесении изменений в предмет соглашения и размер субсидии.
При этом предметом 6 дополнительных соглашений является предоставление целевой субсидии на иные цели, не соответствующие предмету соглашения:
ДД.ММ.ГГГГ на финансирование расходов (494-рг софинансирование разницы р.к.) на специальные социальные выплаты медицинским и иным работникам МО, оказывающих медицинскую помощь пациентам с установленным диагнозом НКВИ (COVID-19) за июль 2021 года;
ДД.ММ.ГГГГ на финансирование расходов (494-рг софинансирование разницы р.к.) на специальные социальные выплаты медицинским и иным работникам МО, оказывающих медицинскую помощь пациентам с установленным диагнозом НКВИ (COV1D-19) за август 2021 года;
ДД.ММ.ГГГГ на финансирование расходов (494-рг софинансирование разницы р.к.) на специальные социальные выплаты медицинским и иным работникам МО, оказывающих медицинскую помощь пациентам с установленным диагнозом НКВИ (COVID-19) за сентябрь 2021 года;
ДД.ММ.ГГГГ на финансирование расходов (467-рг) на выплаты, связанные с оплатой на региональные социальные выплаты работникам МУ, подведомственных Минздраву Республики Саха (Якутия), оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена НКВИ (COV1D-19) и лицам из групп риска заражения НКВИ (COVID-19) в целях предотвращения распространения на территории РС(Я) НКВИ (COVID-19) за сентябрь-октябрь 2021 года;
ДД.ММ.ГГГГ на финансирование расходов (494-рг софинансирование разницы р.к.) на специальные социальные выплаты медицинским и иным работникам МО, оказывающих медицинскую помощь пациентам с установленным диагнозом НКВИ (COVID-19) за октябрь-ноябрь 2021 года;
ДД.ММ.ГГГГ на финансирование расходов (467-рг) на выплаты, связанные с оплатой на региональные социальные выплаты работникам МУ, подведомственных Минздраву Республики Саха (Якутия), оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена НКВИ (COVID-19) и лицам из групп риска заражения НКВИ (COVID-19) в целях предотвращения распространения на территории РС(Я) НКВИ (COVID-19) за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года.
В нарушение пункта 2.2 Порядка N 421 между Тубсанаторием и Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) заключены дополнительные соглашения о предоставлении различных видов субсидий, без заключения отдельных соглашений по каждому виду субсидий.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Тубсанаторием заключено соглашение N о предоставлении Тубсанаторию целевой субсидии в размере 825, 9 тысяч рублей (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) в целях финансового обеспечения затрат, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2020 года N 129-РГ предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку.
К данному соглашению заключено 2 дополнительных соглашения, предмет которых не соответствует предмету соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, а именно: дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N на региональные социальные выплаты в целях предотвращения распространения на территории Республики ФИО1 новой коронавирусной инфекции за декабрь 2021 года согласно распоряжению Главы Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2021 года N 467-РГ на сумму 48, 6 тысяч рублей; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N на обеспечение мероприятий по пожарной и антитеррористической безопасности на сумму 757, 2 тысяч рублей.
Таким образом, в нарушение пункта 2.2 Порядка N 421 между Тубсанаторием и Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) заключены дополнительные соглашения о предоставлении различных видов субсидий, без заключения отдельных соглашений каждому виду субсидий.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "НПЦ Фтизиатрия Е.Н. Андреева" (далее - Фтизиатрия) заключено соглашение N о предоставлении Учреждению целевой субсидии в размере 10 991, 3 тысяч рублей в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением мероприятий по диагностике и лечению больных туберкулезом, в том числе повышения квалификации 8 734, 1 тысяч рублей; обследования населения с целью выявления больных туберкулезом, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия 2 257, 2 тысяч рублей.
Субсидия предоставляется на осуществление расходов по реализации мероприятий, направленных на достижение целей, показателей и результатов национального проекта "Здравоохранение", в соответствии с пунктом 1.4 Порядка N 421.
К данному соглашению заключены дополнительные соглашения о внесении изменений в предмет соглашения и размер субсидии. При этом предметом каждого дополнительного соглашения является предоставление целевой субсидии на иные цели, не соответствующие предмету соглашения: дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на содержание имущества, находящегося в оперативном управлении в 2021 году в сумме 1 230 тысяч рублей; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на софинансирование разницы районного коэффициента на специальные социальные выплаты, предусмотренные распоряжением Главы Pеспублики Саха (Якутия) от 18 декабря 2020 года N 494-РГ в сумме 628, 3 тысячи рублей; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на специальные социальные выплаты медицинским и иным работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в сумме 518, 1 тысяч рублей; дополнительные соглашения от 7 декабря и ДД.ММ.ГГГГ на региональные социальные выплаты работникам медицинских учреждений, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в сумме 5 535, 1 тысяч рублей; дополнительные соглашения от 16 и ДД.ММ.ГГГГ на финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в 2021 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку в сумме 750, 4 тысяч рублей.
Таким образом, в нарушение пункта 2.2 Порядка N 421 между Фтизиатрией и Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) заключены дополнительные соглашения о предоставлении различных видов субсидий, без заключения отдельных соглашений по каждому виду субсидий.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Якутский Республиканский психоневрологический диспансер" (далее - Психдиспансер) заключено соглашение N на осуществление услуг выполнение работ по оказанию медицинской помощи больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения на общую сумму 550, 4 тысяч рублей.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ сумма субсидии увеличена на обеспечение материально-технической базы, обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности на общую сумму 1 180 тысяч рублей, в том числе: по коду 16008 на 942, 4 тысяч рублей и по коду 16009 на 237, 6 тысяч рублей.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ сумма субсидии увеличена на обеспечение принудительного лечения в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа, на 15000, 0 тысяч рублей.
Общая сумма целевой субсидии с учетом дополнительных соглашений составила 16 730, 4 тысяч рублей.
Таким образом, в нарушение пункта 2.2 Порядка N 421 между Психдиспансером и Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) заключены дополнительные соглашения о предоставлении различных видов субсидий, без заключения отдельных соглашений по каждому виду субсидий.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 1 ноября 2021 года N 2115 Федорова Н.Т. назначена на должность заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Выявленные нарушения явились основанием для привлечения заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Федоровой Н.Т. к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 24 служебного контракта гражданский служащий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
Выводы судебных инстанций о совершении должностным лицом Федоровой Н.Т. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены представленными в совокупности доказательствами.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем исполнении должностным лицом условий предоставления субсидий.
Применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.
Вопреки доводам жалобы, исходя из характера и степени потенциальной опасности, наличия существенных нарушений охраняемым законом общественных отношений, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания вменяемого Федоровой Н.Т. деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 08.12.2020 г. N 410-ФЗ, от 14.07.2022 г. N 290-ФЗ) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вопреки утверждению заявителя, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом допущенного нарушения условий предоставления субсидий, что нельзя расценивать как правонарушение не несущее существенной опасности охраняемым общественным правоотношениям.
Непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Совершение данного правонарушения неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности. Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Федоровой Н.Т. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Федоровой Н.Т. в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года, вынесенные в отношении заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Федоровой "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Яковлевой Е.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.