Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сумачаковой Н.И, судей Тертишниковой Л.А, Вольной Е.Ю, при секретаре Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-75/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва ФИО2 на решение Верховного Суда Республики Тыва от 27 июля 2022 года, которым удовлетворено частично административное исковое заявление ФИО1 к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Тыва с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что вступившим в законную силу решением "данные изъяты" суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить ФИО1 на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории "адрес", общей площадью не менее 12, 5 кв.м, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, однако до настоящего времени судебное решение не исполнено. Общая продолжительность исполнения решения суда превышает разумный срок, что нарушает ее права и свидетельствует о наличии оснований для присуждения соответствующей компенсации.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 27 июля 2022 года требования ФИО1 удовлетворены частично, постановлено присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей. Исполнение решения суда возложено на Министерство финансов Республики Тыва за счет средств бюджета Республики Тыва.
Не согласившись с решением суда представителем административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что исполнить решение суда имеет возможность Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Считает, что судебные приставы-исполнители по данному делу бездействуют, меры согласно действующему законодательству Российской Федерации не в полном объеме предпринимаются.
В судебное заседание участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В абзаце 5 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ).
Частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11, при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, предпринимаемых в целях осуществления уголовного преследования, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11).
Как следует из материалов дела, решением "данные изъяты" суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу N, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить ФИО1 на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории "адрес" Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12, 5 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии ВС N, который поступил в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов "адрес" по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по "адрес" возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
На момент вынесения оспариваемого судебного акта, решение "данные изъяты" суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Таким образом, на момент вынесения решения по рассматриваемому административному исковому заявлению о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта (27 июля 2022 года) продолжительность исполнения решения "данные изъяты" суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (ДД.ММ.ГГГГ) составила 7 лет 7 месяцев, общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) 7 лет 8 месяцев.
Судом первой инстанции установлено, что ранее ФИО1 обращалась в суд с аналогичными заявлениями о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Решениями Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, истцу присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 80 000 рублей и 40 000 рублей.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11 принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание длительность неисполнения судебного акта, получение истцом компенсации за период со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (ДД.ММ.ГГГГ) по день подачи административного искового заявления о присуждении компенсации по делу N (ДД.ММ.ГГГГ), учитывая степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда и предпринимаемые меры для его исполнения, личность административного истца, пришел к выводу о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, в связи с чем, административный истец имеет право на возмещение в ее пользу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно наличия у ФИО1 права на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, однако не может согласиться с размером такой компенсации.
В силу части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Согласно пункту 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11 в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела, по которому допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
Принимая решение от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу N Верховный Суд Республики Тыва, учел решение от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу N, и присудил компенсацию за период по день подачи административного иска (ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что присужденный размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, продолжительность которого в данном случае составила 1 год 5 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции - 27 июля 2022 года), является завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Суд первой инстанции не указал, а административный истец не представил каких-либо доказательств того, что обстоятельства дела и индивидуальные особенности административного истца изменились по сравнению с ранее рассмотренным периодом (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда путем уменьшения размера взысканной компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до 30 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Из правовой позиции, изложенной в абзацах 1, 2 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11 следует, что при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта.
По смыслу приведенных выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.
К финансовым органам, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций (пункты 1, 48 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N591).
Министерство финансов Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке, реализации и нормативно-правовому регулированию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва, а также координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 N60).
При таких обстоятельствах, Министерство финансов Республики Тыва является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Также судебная коллегия отмечает, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11).
Из содержания части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что основанием для удовлетворения административного искового заявления о присуждении компенсации является установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Аналогичные положения закреплены в абзаце 3 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N11.
Учитывая изложенное, правовое значение при решении судом вопроса о возможности присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок имеет установление факта нарушения права лица на исполнение решения суда в разумный срок. Вина органа, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, а также сложность исполнения решения по предоставлению жилого помещения, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
При этом судебная коллегия не может признать обоснованными доводы апелляционной жалобы относительно недостаточности совершения судебным приставом-исполнителем необходимых исполнительных действий, поскольку судом первой инстанции установлен комплекс мер принудительного исполнения, совершенных судебными приставами-исполнителями, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа.
При указанных обстоятельствах, согласно требованиям статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоявшееся по делу судебное решение подлежит изменению в части размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Оснований для отмены решения суда не усматривается.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 27 июля 2022 года изменить, уменьшив размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок со 100 000 рублей до 30 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Верховный Суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.