Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Кадочниковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-9/2022 по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа к Совету депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район о признании неправомочным состава представительного органа местного самоуправления с апелляционной жалобой Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район на решение суда Чукотского автономного округа от 22 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чукотского автономного округа, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район (далее также - Совет депутатов) о признании неправомочным состава представительного органа местного самоуправления, избранного на муниципальных выборах 10 сентября 2017 года.
В обоснование заявленных требований указано, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства об общих принципах местного самоуправления установлено, что состав Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район составляет менее двух третей от установленной численности депутатов, что свидетельствует о его неправомочности и невозможности решения вопросов местного значения, что также нарушает права жителей данного района на осуществление местного самоуправления и надлежащее решение вопросов местного значения.
Решением суда Чукотского автономного округа от 22 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район, не соглашаясь с состоявшимся судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что не является основанием для признания состава Совета депутатов неправомочным в случае, когда депутатов осталось менее 2/3, но белее 50 % от установленной численности, поскольку законодательно не закреплена норма о том, что представительный орган местного самоуправления, избранный в легитимном составе, должен быть не менее 2/3 депутатов на весь срок его полномочий. При установленной численности 15 депутатов, даже при наличии 9 действующих, то есть более 50 % от числа избранных депутатов, Совет депутатов вправе проводить правомочные заседания для решения всех вопросов, не требующих квалифицированного большинства депутатов и имеет право принимать 99 % решений, регулирующих и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность муниципального образования.
По мнению апеллянта, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на участие в осуществлении местного самоуправления через представительный орган Чукотского муниципального района, в интересах которого было подано административное исковое заявление, отсутствует.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратура Чукотского автономного округа представила письменные возражения, в которых полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Статья 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относятся: вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16); в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом (часть 18).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования Чукотский муниципальный район Чукотского автономного округа (далее - Устав), принятого решением Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район от 23 декабря 2005 года N 92, структуру органов местного самоуправления муниципального района, в том числе составляет представительный орган муниципального образования - Совет депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район.
Статьей 23 указанного Устава установлено, что Совет депутатов муниципального района состоит из пятнадцати депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности Совета депутатов муниципального района (часть 1). Совет депутатов муниципального района может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов (часть 2).
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьей 34 Устава полномочия депутатов Совета депутатов прекращаются досрочно, в том числе в случае смерти, отставки по собственному желанию, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ и иными федеральными законами.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, 10 сентября 2017 года состоялись выборы депутатов в Совет депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район, в который были избраны: Ацитахин Р.П, Верхи А.В, Нутенны А.А, СивСив Е.Б, Таеном С.В, Кабанова Е.И, Калашникова Л.М, Королева Л.И, Оттой А.А, Бушмелев А.Г, Кочегарова О.М, Кулешов Э.Ю, Псел В.А, Попова И.В, Унпенер Т.А.
15 июня 2018 года решением Совета депутатов N 35 досрочно прекращены депутатские полномочия депутата Ацитахина Р.П. на основании личного заявления, в связи с невозможностью их исполнения по семейным обстоятельствам.
10 августа 2018 года решением Совета депутатов N 44 досрочно прекращены депутатские полномочия депутата Бушмелева А.Г. в связи с неисполнением обязанностей по своевременному представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и частью 7.2 Закона Чукотского автономного округа от 16 апреля 2009 года N 34-ОЗ "О профилактике коррупции в Чукотском автономном округе".
27 мая 2019 года решением Совета депутатов N 84 досрочно прекращены депутатские полномочия депутата Таенома С.В. на основании личного заявления, в связи с невозможностью их исполнения.
26 апреля 2021 года решением Совета депутатов N 177 досрочно прекращены депутатские полномочия депутата Кулешова Э.Ю. на основании личного заявления.
Согласно записи акта о смерти отдела ЗАГС администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район Чукотского автономного округа от 20 октября 2017 года N 31 Нутенна А.А. умер 13 октября 2017 года. В протоколе заседания Совета депутатов от 22 декабря 2017 года указано о досрочном прекращении полномочий указанного депутата.
В соответствии с записью акта о смерти отдела ЗАГС администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район Чукотского автономного округа от 17 сентября 2021 года N 170219870000700043000 СивСив Е.Б. умер 08 сентября 2021 года.
В период с сентября 2021 года по март 2022 года было проведено пять заседаний Совета депутатов, на которых решений о прекращении полномочий депутатов Совета не принималось.
Пунктами 8, 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) предусмотрено, что при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 данной статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов.
В силу пункта 10 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Согласно пункту 12 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 данной статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 данного Федерального закона.
При таком положении, учитывая дату избрания Совета депутатов на муниципальных выборах 10 сентября 2017 года, суд первой инстанции верно констатировал об отсутствии возможности восполнения состава Совета депутатов в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, то есть путем проведения дополнительных выборов.
Из сообщения Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 31 января 2022 года N 01-20/072 на сентябрь 2022 года запланировано проведение очередных выборов в Совет депутатов Чукотского муниципального района.
На день подачи административного искового заявления Совет депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район насчитывал в своем составе 9 из 15 депутатов, что составляет менее двух третей от установленной Уставом численности депутатов.
В силу изложенного, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд Чукотского автономного округа пришел к обоснованному выводу о неправомочности состава Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район.
Доводам апелляционной жалобы, в том числе о возможности осуществления Советом депутатов полномочий по рассмотрению вопросов местного значения, для принятия решения по которым не требуется квалифицированного большинства депутатов (2/3), судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительной аргументации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
При этом ссылка апеллянта на иную судебную практику является необоснованной и о неправильности выводов суда не свидетельствует.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом Чукотского автономного округа, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Чукотского автономного округа от 22 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через суд Чукотского автономного округа.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 03 ноября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.