Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Жилкина Владимира Владимировича - Ольшевской ФИО8 на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 года по административному делу по административному иску Жилкина Владимира Владимировича к Министерству юстиции РФ о признании незаконным распоряжения, (дело N 2а-66/2022), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения административного истца Жилкина В.В, представителя административного истца на основании доверенности Ольшевской О.В, поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства юстиции Российской Федерации на основании доверенности МайороваА.С, возражавшего против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Жилкин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции РФ (далее - Минюст России) о признании незаконным распоряжения от 29 сентября 2021 года о признании его средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить сведения о нем из реестра.
В обоснование требований указал на то, что является общественным деятелем, кандидатом наук, доцентом, профессором, координатором Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" в Тамбове, принимал участие в выборах, работал с комиссиями по поводу нарушений, выдвигался на выборах в Государственную Думу Российской Федерации в 2016 и 2021 гг, неоднократно высказывался на темы организации и проведения выборов. Он не был проинформирован о проведении в отношении него каких-либо проверок, результатом которых могло бы стать признание его иностранным агентом, не был извещен о принятии такого распоряжения, так как конверт был утерян почтой. У Минюста России отсутствовали повод и правовые основания для проведения в отношении него проверки, для получения документов, послуживших основанием для включения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Соответственно, Минюст России приняло распоряжение на основании незаконной проверки. При этом он не получал денежных средств и иное имущество из иностранных источников для создания или распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. В данном случае ограничение его прав не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов; вмешательство в права истца не преследует правомерную цель, степень вмешательства является неадекватной. Полагал оспариваемое распоряжение политически мотивированным.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 января 2022 оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 года, в удовлетворении требований Жилкину В.В. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 августа 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований, указывая на неверное применение судами норм материального права, нарушении норм процессуального права..
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Так, в силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за
исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29 сентября 2021 года Минюстом России принято распоряжение N1093-р о включении Жилкина В.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
30 сентября 2021 года уведомление N11-115642/21 о принятом Минюстом России решении направлено в адрес административного истца.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, при принятии оспариваемого распоряжения Минюстом России была учтена информация, поступившая из Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) в письме от 26 августа 2021 года, согласно которой Жилкиным В.В. получены денежные средства от иностранных источников: на счет, открытый в ПАО "Сбербанк", поступило 1 сентября 2020 года 1 операцией 38 561 руб. от ENEMO (The European Network of Election Monitoring Organizations) (Подгорица, Черногория) в качестве суточных, 19 февраля 2020 года 1 операцией 171 руб. от Лотфи Хазма (паспорт иностранного гражданина NU0457589).
30 августа 2021 года из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) поступила информация, о том, что Жилкин В.В. являлся председателем регионального отделения общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" в Тамбовской области. На сайте движения имеется отметка, что участие Жилкина В.В. приостановлено с 4 июля 2021 года.
Жилкин В.В. ведет блог в сетевом издании "7x7 - Горизонтальная Россия" и на сайте движения "Голос", размещает публикации в блоге электронного периодического издания "Эхо Москвы".
Жилкин В.В. имеет страницы в социальных сетях: "ВКонтакте" (закрытый аккаунт); "TikTok"; "Facebook", "Telegram", "Instagram", "YouTube".
За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлено 2 факта распространения материалов иностранных средств массовой информации "Телеканал Настоящее Время" и "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", выполняющих функции иностранного агента, в "Tеlegram"-канале Жилкина В.В. "Мг & Mrs Zhilkin" и его аккаунте в социальной сети "Facebook": "В Иране повешен руководитель оппозиционного телеграм-канала", материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", о казни руководителя оппозиционного телеграм- канала (15 декабря 2020 года); "Глава одного из районов Витебска заставляет подделать протоколы... ", материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте телеканала "Настоящее Время", о подделке протоколов на выборах в Республике Беларусь (21 сентября 2020 года).
Включение Жилкина В.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, согласовано с МИД России, что следует из письма МИД России от 21 сентября 2021 года.
Судами исследовано письмо Росфинмониторинга, информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, признана соответствующей информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, Жилкин В.В. создает и распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, включая созданные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в том числе с использованием информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", получает денежные средства из иностранных источников, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято административным ответчиком в пределах представленных ему полномочий при наличии законных к тому оснований.
Вопреки доводам заявителя, оснований полагать оспариваемое распоряжение незаконным, принятым с нарушением прав административного истца, не имеется; оно принято уполномоченным государственным органом, в пределах компетенции и при наличии к тому правовых оснований, поименованных в статье 6 Закона о СМИ; включение Жилкина В.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим его права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия не усматривает, полагая, что они основаны на правильном применении приведенных выше положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтверждающим наличие у Минюста России законных оснований для принятия в отношении Г. оспариваемого решения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, основанием к отмене обжалуемых судебных актов являться не могут, так как основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права и не содержат указаний на какие-либо юридически значимые обстоятельства, которые не были бы учтены судами при разрешении административного иска.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Жилкина Владимира Владимировича - Ольшевской ФИО9 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.