Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Сорокина С.В, Ульянкина Д.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Некоммерческого партнерства "Воднолыжный клуб "Вега" на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 03 марта 2022 года по административному делу по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Некоммерческому партнерству "Воднолыжный клуб "Вега" о ликвидации некоммерческой организации (дело N 2а-187/2021), заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратился в суд в суд с иском к Некоммерческому партнерству "Воднолыжный клуб "ВЕГА" о ликвидации некоммерческой организации, ссылаясь на то, что административный ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица. Сведения об административном ответчике внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 11177099007930. Запись об Административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером 77140033835. Административный ответчик с 2012 года не представляет документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. С 2012 года требуемые законом сведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не размещает, в средствах массовой информации отчеты не опубликовывает. По результатам проверки истцом в адрес ответчика вынесено предупреждение от 11 июля 2019г. N77/03-30138 со сроком устранения нарушения до 23 августа 2019г, а также предупреждение от 02 июля 2020г. N77/03-33611 со сроком устранения нарушений до 17 августа 2020г, однако, указанные нарушения до настоящего времени не устранены. На основании изложенного административный истец просил ликвидировать Некоммерческое партнерство "Воднолыжный клуб "ВЕГА" и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 марта 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 31 августа 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, разрешая административный спор, суды правомерно исходили из того, что Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Некоммерческое партнерство "Воднолыжный клуб "ВЕГА" зарегистрирована в качестве юридического лица. Сведения об административном ответчике внесены 05 мая 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 111779907930 (л.д.10).
Запись о Некоммерческом партнерстве "Воднолыжный клуб "ВЕГА" внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером 77140033835.
С 2012 года административный ответчик не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, требуемые законом сведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не размещает, в средствах массовой информации отчеты не опубликовывает. Доказательств обратного суду не представлено.
11 июля 2019 года ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве в адрес административного ответчика направило предупреждение N77/03-30138 об устранении указанных нарушений ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" со сроком устранения нарушений до 23 августа 2019г. (л.д.16). В указанный срок нарушения не были устранены.
02 июля 2020 года ГУ Министерства юстиции РФ по г.Москве в адрес административного ответчика направило предупреждение N77/03-33611 oб устранении указанных нарушений ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" со сроком устранения нарушений до 17 августа 2020 г. (л.д.17-18). В указанный срок нарушения не были устранены.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и исходил из представленных в дело доказательств, которые свидетельствуют о том, что Некоммерческое партнерство "Воднолыжный клуб "ВЕГА" в течение длительного времени не предприняло никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе, за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии требованиями закона; сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Указанные выводы судов представляются правильными, при этом принятие судом обжалуемого решения о ликвидации административного ответчика, как некоммерческой организации, не препятствует кредиторам последнего осуществлять восстановление своих нарушенных прав в тех пределах и теми способами, которые предусмотрены действующим гражданским законодательством.
При установленных по делу обстоятельствах выводы судов о наличии правовых оснований к ликвидации в судебном порядке Некоммерческого партнерства "Воднолыжный клуб "Вега" являются верными, основаны на правильном применении приведенных положений действующего законодательства, поскольку при рассмотрении дела были установлены обстоятельства, свидетельствующие о таких нарушениях закона со стороны административного ответчика, наличие которых в соответствии приведенными выше нормами действующего законодательства являются основанием для ликвидации в судебном порядке данной некоммерческой организации. Указанные нарушения административным ответчиком не были устранены, мер по их устранению им не предпринималось и при рассмотрении настоящего административного дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 03 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Некоммерческого партнерства "Воднолыжный клуб "Вега" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.