Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Шеломановой Л.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу Белицкого Максима Александровича на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 08 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 26 августа 2022 года по административному делу по административному иску Управления Министерства внутренних дел России по Ярославской области к Белицкому Максиму Александровичу о помещении в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области (дело N 2а-1008/2022), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения административного истца, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К.,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец УМВД России по Ярославской области обратилось в суд с административным иском о помещении гражданина Украины Белицкого М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области сроком на 3 месяца, необходимых для организации выезда за пределы Российской Федерации; в соответствии со ст. 188, 269 КАС РФ решение просило обратить к немедленному исполнению.
В обоснование административного иска указано, что гражданин Украины Белицкий М.А. был осужден за совершение тяжких преступлений, отбывал наказание в ФКУ "Исправительная колония N1" Управления ФСИН России по Ярославской области, освобожден по отбытии срока наказания 8 августа 2022 года. 17 марта 2021 года Федеральной службой исполнения наказаний в отношении гражданина Украины Белицкого М.А. вынесено распоряжение N1586-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. 6 июня 2022 года УМВД России по Ярославской области в отношении административного ответчика вынесено решение о его депортации за пределы Российской Федерации. В личном деле гражданина Украины Белицкого М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется паспорт. Решение о депортации исполняется путем выезда автомобильным транспортом в Ростовскую область в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Решением Тутаевского районного суда Ярославской области от 8 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 26 августа 2022 года, административные исковые требования Управления Министерства внутренних дел России по Ярославской области удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 сентября 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании административный истец кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Белицкий М.А. родился 19 августа 1990 года в г. Ясиноватая Донецкой области, с 9 декабря 2017 года по 8 августа 2022 года отбывал наказание по приговору суда на территории Российской Федерации.
В судебном заседании первой инстанции установлено, что гражданин Украины Белицкий М.А. гражданства Российской Федерации не имеет и никогда ранее его не имел. Разрешение на временное проживание и вид на жительство в России у него отсутствуют.
Распоряжением Федеральной службой исполнения наказаний от 17 марта 2021 года N1586-рн пребывание (проживание) Белицкого М.А, осужденного за совершение тяжких преступлений и отбывающего наказание в виде лишения свободы на территории Российской Федерации, признано нежелательным сроком на восемь лет после отбытия наказания до момента погашения судимости.
Решением УМВД России по Ярославской области от 6 июня 2022 года Белицкий М.А. депортирован за пределы Российской Федерации после отбытия наказания, назначенного судом.
8 августа 2022 года Белицкий М.А. освободился из мест лишения свободы.
На момент вынесения оспариваемого решения распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и решение о депортации в установленном порядке не отменены и не признаны незаконными.
Разрешая спор, суды учли наличие в отношении Белицкого М.А. распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации за пределы Российской Федерации, отсутствие у него законных оснований для пребывания (проживания) на территории России, и пришли выводу о необходимости помещения Белицкого М.А. в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации за пределы Российской Федерации, сроком на 3 месяца до 8 ноября 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, принятыми при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств. Выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, оценка доказательств произведена по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 62).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранные граждане, находясь в Российской Федерации, согласно требованиям части 2 статьи 15, статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации.
Пунктами 11, 12 статьи 31 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно пунктам 9, 10 статьи 31 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 35.1 Закона N 115-ФЗ).
При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение суд должен основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы, избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. По мнению Европейского Суда по правам человека, даже если помещение в специальное учреждение осуществляется на основании судебного решения и преследует законную цель - принудительное выдворение иностранца или апатрида, продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для преследуемой цели (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. N 14-П).
Таким образом, помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав иностранного гражданина, подлежащего депортации.
При разрешении требований о помещении иностранного гражданина в центр временного содержания иностранных граждан, судами учтено наличие действующего в отношении Белицкого М.А. распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний от 17 марта 2021 года о нежелательности его пребывания в РФ, решения УМВД России по Ярославской области от 6 июня 2022 года об его депортации.
Обстоятельств, препятствующих пребыванию Белицкого М.А. в центре временного содержания по делу не установлено.
Временные пределы ограничения прав и свобод административного ответчика при его содержании в центре являются соразмерными и определены судом с учетом времени необходимого для оформления документов и для достижения преследуемой цели - завершения процедуры депортации.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Поскольку выводы судебной коллегии об отказе в удовлетворении административного иска являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу статьи 328 КАС РФ могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, апелляционного определения по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 08 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 26 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Белицкого Максима Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.