Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Шеломановой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исакова Александра Викторовича на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 29 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Исакова Александра Викторовича к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России об оспаривании действий по содержанию в ненадлежащих условиях в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания (дело N 2а-2371/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Исаков А.В, с учетом уточнения требований, обратился в суд с названным административным иском, указав в обоснование, что вступившим в законную силу приговором Ленинского районного суда г. Смоленска от 18.07.2019 г. он осужден к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ. 03.12.2019 г. административный истец прибыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области для отбывания наказания, сразу же был направлен в отделение карантина (карантин располагался в подвальном помещении без окон). 09.12.2019 г. из отделения карантина административный истец распределен в отряд N 12. При этом условия содержания осужденных в данном учреждении являлись бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство.
Также в период с 02.03.2018 г. по 22.11.2019 г. он находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области. В период нахождения в данном учреждении неоднократно обращался с заявлениями в прокуратуру Смоленской области, Министерство Юстиции РФ о том, что администрация СИЗО-1 неоднократно нарушает права лиц, содержащихся под стражей, в частности о том, что питание не соответствует установленным нормам, постельное белье предоставлялось с истекшими сроками употребления без штампа, указывающего дату начала использования, отсутствовал бак с питьевой водой, стирка постельного белья проводилась некачественно, в камеру заселялись лица, больные ВИЧ, гепатитом, психическими заболеваниями. В период времени с 19.05.2018 г. по 21.05.2018 г. в камере были превышены нормы содержания лиц, а также в период с 24.10.2019 г. по 07.11.2019 г. в камере N 176 5-ого корпуса содержалось 5 человек вместо 4-х.
Просит суд признать незаконными действия сотрудников ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области по несоблюдению нормы жилой площади помещений отряда N 12, установленной ч. 1 ст. 99 УИК РФ; по несоблюдению минимальных норм питания, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205; по несоблюдению требований о раздельном содержании здоровых осужденных и осужденных, больными различными заболеваниями, разного возраста, по различным статьям; признать незаконным содержание в условиях, не соответствующих общему режиму колонии в запираемом общежитии, с наличием колючей проволоки на ограждении и высотой до 6 метров, отсутствию горячей и питьевой воды, проведению трех проверок в день вместо двух, не предоставление прогулки; признать незаконными действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области по несоблюдению минимальных норм питания, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205, а также в отношении предоставления услуг по помывке; по несоблюдению требований о раздельном содержании здоровых осужденных и осужденных, больными различными заболеваниями, разного возраста, по различным статьям, а также действий по изъятию почтовой корреспонденции, направляемой в адрес правоохранительных органов по вопросам содержания; признать незаконными действия ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России по не обеспечению надлежащих условия для проверки здоровья граждан; взыскать с ФСИН России за счет средств казны РФ в свою пользу денежную компенсацию за ненадлежащее содержание в исправительных учреждениях в размере 7 000 000 руб.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.12.2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 29 марта 2022 года, решение суда первой инстанции в части было отменно. В отмененной части принято новое решение, которым постановлено:
признать незаконным бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области выразившееся в необеспечении достаточного естественного освещения в спальном помещении отряда N 15 (карантинное отделение);
взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Исакова А.В. компенсацию в размере 3 000 руб. за ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области;
признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, выразившееся в отсутствии индивидуального спального места и несоблюдении нормы санитарной площади на одного человека в камере N 176.;
взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Исакова А.В. компенсацию в размере 4 000 руб. за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области;
в остальной части решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 14 декабря 2021 года оставить без изменения.
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 29 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 сентября 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приговором Ленинского районного суда г. Смоленска от 18.07.2019 г, вступившим в законную силу 29.10.2019 г, Исаков А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на три года шесть месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В период времени с 03.12.2019 г. по 07.07.2020 г. Исаков А.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области.
В соответствии с приказом Министерства Юстиции РФ от 09.07.2015 N 75 ИК-5 перепрофилирована в колонию общего режима для осужденных, бывших работников судов и правоохранительных органов. В связи с тем, что Исаков А.В. является бывшим сотрудником правоохранительных органов, 23.11.2019 г. он был этапирован в УФСИН России по Кировской области, так как на территории Смоленской области не имеется соответствующих исправительных учреждений для бывших сотрудников судов и правоохранительных органов.
В период с 03.12.2019 г. по 09.12.2019 г. осужденный Исаков А.В. проживал в общежитии отряда N 15 (карантинное отделение) ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области.
Согласно представленным административным ответчиком сведениям, карантинное отделение располагается в здании клуба для осужденных на цокольном этаже и занимает 7 помещений: сушилка (4, 4 м), комната хранения личных вещей (3, 3 кв.м), комната воспитательной работы (16, 4 кв.м), кабинет начальника отряда (13, 4 кв.м), спальное помещение (94 кв.м), душевая (4, 3 кв.м), туалет (5, 1 кв.м). В санитарном узле имеются 3 унитаза и 1 писуар, обеспечены условия приватности (имеются перегородки с дверьми высотой 1 500 мм). В комнате для умывания установлено 5 умывальников с подачей горячей воды, полки для средств личной гигиены.
Согласно ответу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 14.03.2022 г. на запрос Смоленского областного суда в карантинном отделении (отряд N 15) имеется горячее водоснабжение, в том числе, душевая комната, так как осужденные из карантинного отделения не посещают банно-прачечный комплекс с отдельными отрядами.
Общая площадь помещений отряда N 15 составляет 189, 1 кв.м, площадь спального помещения отряда N 15 составляет 94 кв.м, предназначена для 45 осужденных. В спальном помещении отряда N 15 установлено 23 двухъярусных кровати. В спальном помещении имеется 3 оконных проема размером 400/200 мм, имеются светильники. Указанные обстоятельства подтверждаются представленным фотоматериалом (т.1, л.д. 91-95), а также техническим паспортом помещения (т.1, л.д. 161-163).
В период с 09.12.2019 г. по 07.07.2020 г. Исаков А.В. содержался в отряде N 12. Согласно плану помещения, здание отряда N 12 представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание, оборудованное необходимыми помещениями и объектами коммунально-бытового назначения. Так, отряд N 12 располагается на цокольном этаже и занимает 8 помещений: сушилка (12, 8 кв.м), комната хранения личных вещей (2, 43 кв.м), комната воспитательной работы (22 кв.м), спальные помещения (54, 7 кв.м, 68, 1 кв.м), туалет (9, 3 кв.м), комната для умывания (9, 3 кв.м), комната приема пищи (15, 8 кв.м).
В санитарном узле имеется 5 унитазов, обеспечены условия приватности (имеются перегородки с дверьми высотой 1500 мм). В комнате для умывания установлено 6 умывальников, полки для средств личной гигиены.
Общая площадь помещений отряда N 12 составляет 216 кв.м, (т.1, л.д. 159- 160), площадь спальных помещений отряда N 12 составляет 122, 8 кв.м, предназначена для содержания 60 осужденных. В спальных помещениях отряда N 12 установлено 30 двухъярусных кроватей, отряд оборудован системой центрального отопления, системой приточно-вытяжной вентиляции естественного побуждения, центральным водоснабжением.
Согласно ответу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 14.03.2022 г. на запрос Смоленского областного суда, в отряде N 12 отсутствует система горячего водоснабжения, так как при проектировании здания и сдачи его в эксплуатацию норм, предусматривающих наличие указанных коммуникаций, не имелось.
При рассмотрении дела административным истцом не оспаривалось, что в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области имеется отдельный банно-прачечный комплекс, в котором осужденным предоставляется помывка. Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 6 от 17.01.2020 г. в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области помывка осужденных и стирка белья организованы в соответствии с утвержденным графиком, нарушений санитарного законодательства не выявлено (т. 1, л.д. 112-113).
В дневное время с 06:00 до 22:00 часов, согласно распорядку дня исправительного учреждения, осужденные имеют свободный доступ во все помещения отрядов, а также возможность нахождения в локальном участке отряда. Имеется возможность посещения библиотеки, клуба, спортивной площадки (т.1, л.д. 164-183).
Согласно распорядку дня осужденных, в том числе, содержащихся в карантинном отделении, утв. приказом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 24.09.2019 г. N 539, проверка наличия осужденных проводится утром и вечером, в 12.00-12.30 проверка проводится в случае выезда побегоопасного автотранспорта из учреждения (т. 1, л.д. 165-171).
Как следует из ответа ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области на судебный запрос от 28.03.2022 г. проверка наличия осужденных в случае выезда побегоопасного транспорта из учреждения предусмотрена на основании главы 13 пункта 134 приказа N 64-дсп от 20.03.2015 г. Министерства юстиции РФ "Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в ИУ УИС и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования". В случае отсутствия выезда побегоопасного транспорта, а также в выходные и праздничные дни в это время организуются проверки - смотры осужденных с построением в изолированных участках отрядов в соответствии с п. 23 Приказа МЮ от 16.12.2016 N 295. Во время проверки-смотра проверяется внешний вид осужденных, в том числе состояние одежды, обуви и стрижки.
В ФКУ-ИК 5 организовано трехразовое питание в столовой учреждения, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205, а также приказом Минюста России от 26.02.2016 N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Все продукты питания для осужденных закупаются через аукционы с требованием предоставления сертификатов качества. Приготовление пищи в столовой учреждения организовано в соответствии с приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", а также в соответствии с раскладкой продуктов, утвержденной начальником учреждения и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Столовая для осужденных систематически проверяется работниками Центра гигиены и эпидемиологии, что подтверждается копией акта проверки от 07.01.2020 г. (т.1, л.д. 112-113) об отсутствии каких-либо нарушений санитарных норм и требований.
В материалы дела представлены меню-раскладки на неделю, в которых расписан каждый день недели, блюда, которые готовились в этот день, продукты, которые выдавались либо были использованы для приготовления блюд. Также предоставлены книги по контролю за качеством приготовления блюд.
Стирка белья осужденных осуществляется в банно-прачечном комбинате учреждения согласно графику, утвержденному начальником исправительного учреждения. Каких-либо сведений о том, что Исаков А.В. обращался с жалобами на аллергическую реакцию в связи с санитарной обработкой нательного и постельного белья в период отбывания наказания, не имеется.
Согласно данным, представленным административным ответчиком, для стирки используются автоматические стиральные машины, а также центрифуги. Сушка белья осуществляется в сушильных шкафах. Для стирки используется синтетическое моющее средство "Лотос". Закупки моющих средств проходит централизованно, согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, путем заключения государственных контрактов и предоставления сертификатов качества (т.1, л.д. 215-222).
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области заключены государственные контракты на холодное водоснабжение (т.1, л.д. 96-111), горячее водоснабжение и тепловую энергию (т.1, л.д. 114-140). Каких-либо актов о ненадлежащем качестве поставляемой водопроводной воды в деле не имеется, с жалобами на указанные обстоятельства Исаков А.В. не обращался. ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области представлены также контракты на оказание услуг по проведению дезинсекционных мероприятий в 2019-2020 гг. (т.1, л.д. 141-148), а также акты выполненных работ по дезинсекции (т.1, л.д. 148-158).
Какими-либо нормативными документами не предусмотрено запретов на осуществление в колонии общего режима прогулок в свободное время, с соблюдением осужденными распорядка дня. При этом Исаковым А.В. не оспаривалось, что в учреждении имелся прогулочный локальный двор.
Как следует из ответа ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области на судебный запрос от 28.03.2022 г, согласно приказу Минюста РФ от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" для изоляции друг от друга групп осужденных на территории учреждения выгораживаются изолированные участки, к которым относятся и прогулочные дворики, которые ограждаются заборами из металлической сетки, между смежными изолированными участками устанавливается ограждение сплошного заполнения. Согласно действующему законодательству наполняемость изолированных участков, прилегающих к зданиям отрядов жилой зоны, не должна превышать 300 человек (Приказ Минстроя РФ от 20.10.2017 N 1454/пр).
Кроме того, положениями УИК РФ не предусмотрена организация в уголовно-исполнительной системе специализированных лечебно-исправительных учреждений для медицинского обслуживания и отбывания наказания ВИЧ-инфицированных осужденных. Соответственно, осужденные с указанным заболеванием содержатся на общих основаниях с другими осужденными.
При этом больные туберкулезом, ОРВИ, пневмониями и другими инфекционными заболеваниям, изолируются в день выявления заболевания и этапируются в ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России.
Исаков А.В. по данным выписки из медицинской карты на диспансерном учете в филиале ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России состоял с диагнозом ИБС. Стабильная стенокардия напряжения II ФК. Атеросклеротический кардиосклероз. Гипертоническая болезнь III ст, риск 4. ХСН I-II. Хроническая ишемия мозга, астено-невротический синдром. Стенозирующий атеросклероз брахиоцефальных артерий. Артифакия, посттравматический рубец роговицы слева, незрелая катаракта правого глаза. Ангиопатия сетчатки обоих глаз. Хронический холецистит, ремиссия. Язвенная болезнь ДПК, ремиссия. Посттравматический ДОА коленных суставов (по анамнезу).
Медицинская помощь предоставляется в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Медицинское обеспечение осуществляется в соответствии с "Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы", утвержденным приказом Минюста РФ от 28.12.2017 N 285.
Согласно штатному расписанию, штатная численность филиала "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России составляет 19.5 должностей, в том числе врачебный персонал - 5, 5 должностей, средний медицинский персонал - 14 должностей (т.2, л.д. 77-80).
В выписке из амбулаторной карты зафиксированы обращения Исакова А.В. за медицинской помощью; заболеваний, включенных в перечень, препятствующих отбыванию наказания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью", и Постановлением от 19.05.2017 N 598 "О внесении изменений в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания", у Исакова А.В. не имелось (т.2, л.д. 73- 76).
С какими-либо жалобами на действия медицинской службы в период нахождения в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области Исаков А.В. также не обращался.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, пришел к выводу о том, что доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области не нашли своего подтверждения.
С указанными выводами частично не согласился суд апелляционной инстанции, при этом судом по делу установлено, что условия содержания в отряде N 15 (карантинное отделение) ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, выразившиеся в необеспечении достаточного естественного освещения в спальном помещении отряда N 15 (карантинное отделение) в период с 03.12.2019 г. по 09.12.2019 г, нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем суд пришел к выводу о принятии в данной части нового решения об удовлетворении указанного требования.
Судом апелляционной инстанции из представленной фотографии и письменного ответа ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области установлено, что площадь спального помещения отряда N 15, предназначенного для 45 осужденных, составляет 94 кв.м, в спальном помещении имеется 3 оконных проема размером 400/200 мм, фактически представляющие собой форточки размером 40/20 см, что не соответствует требованиям к естественному освещению, установленным Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми в г. Женева 30 августа 1955 года), в соответствии с которыми все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 часть 1 Правил); в помещениях, где живут и работают заключенные окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции (пункт 11 часть 1 Правил).
Определяя размер указанной компенсации, суд исходил из требований разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, а также из количества времени содержания административного истца в отряде N 15 (с 03.12.2019 г. по 09.12.2019 г.), и пришел к выводу о взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Исакова А.В. денежной компенсации в размере 3 000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что в период с 22.03.2018 г. по 23.11.2019 г. Исаков А.В. также содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области.
По делу установлено, что утверждения Исакова А.В. о ненаправлении его жалоб в различные инстанции во время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области не соответствуют действительности, поскольку во время нахождения в учреждении Исаковым А.В. направлено 306 обращений, заявлений, жалоб в адрес различных инстанций. Кроме того, Исаков А.В. неоднократно обращался к администрации учреждения, в том числе и по вопросам условий содержания (т.2, л.д. 7-15).
В соответствии со справкой ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области Исаков А.В. в период своего содержания в учреждении обеспечивался трехразовым горячим питанием по нормативам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205.
Согласно справке заместителя начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области от 23.07.2021 г. и справке начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области от 04.03.2022 г. Исаков А.В. в период с 22.03.2018 г. по 23.11.2019 г. в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" раз в неделю проходил санитарную обработку, ему предоставлялась возможность помывки в душе. Смена постельного белья осуществлялась еженедельно после помывки в душе (т.2, л.д. 19).
Исходя из положений статьи 33 Федерального закона N 103-ФЗ не предусмотрено безусловное содержание ВИЧ-инфицированных осужденных, больных гепатитом С, психическими заболеваниями в исправительных учреждениях с изоляцией от основной массы заключенных.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что доказательств причинно-следственной связи между необходимостью проведения Исакову А.В. операции после освобождения в связи с обострившимися заболеваниями и необеспечением надлежащих условий для сохранения здоровья содержащихся в следственном изоляторе лиц не представлено, а потому пришли к выводу об отсутствии указанных выше нарушений.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии переполненности камер в период содержания Исакова А.В. в учреждении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно справке от 11.03.2022 г, представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области на запрос Смоленского областного суда, Исаков А.В. содержался:
в камере N 167 площадью14, 9 кв.м с 22.03.2018 по 29.05.2018 - на 4 спальных местах содержалось от 1 до 3 человек;
в камере N 176 площадью 14, 5 кв.м с 29.03.2018 по 19.05.2018 - на 4 спальных местах содержалось от 2 до 4 человек, за исключением промежутка времени с 26 по 27 апреля, когда на спальных местах содержалось 5 человек;
в камере N 185 площадью 8, 1 кв.м с 19.05.2018 по 17.07.2018 - на 2 спальных местах содержалось от 1 до 2 человек;
в палате N 3 МСЧ-67 площадью 19, 2 кв.м с 18.07.2018 по 15.08.2018 - на 5 спальных местах содержалось 4-5 человек;
в камере N 185 площадью 8, 1 кв.м с 15.08.2018 по 18.09.2018 - на 2 спальных местах 2 человека;
в камере N 30 (карцер) площадью 7, 4 кв.м с 18.09.2018 по 28.09.2018 - на 1 спальном месте содержался 1 человек;
в камере N 185 площадью 8, 1 кв.м с 28.09.2018 по 29.09.2018 - на 2 спальных местах содержался 1 человек;
в камере N 34 (карцер) площадью 8, 1 кв.м с 29.09.2018 по 09.10.2018 - на 1 спальном месте содержался 1 человек;
в камере N 176 площадью 14, 5 кв.м с 09.10.2018 по 20.11.2019 - на 4 спальных местах содержалось 3-4 человека, за исключением 21 и 27 сентября, когда на 4 спальных местах содержалось 5 человек;
в камере N 33 (карцер) с 20.11.2019 по 23.11.2019 - на 1 спальном месте содержался 1 человек.
Поскольку доводы Исакова А.В. о содержании его в изоляторе в ненадлежащих условиях, выразившихся в отсутствии индивидуального спального места и несоблюдении нормы санитарной площади на одного человека в камере N 176, нашли свое подтверждение в судебном заседании суда апелляционной инстанции, суд пришел к выводу о взыскании компенсации за указанное нарушение условий содержания.
Определяя размер указанной компенсации, суд исходил из требований разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, а также из количества времени содержания административного истца в камере N 176 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, в том числе при отсутствии индивидуального спального места (4 дня), и пришел к выводу о взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Исакова А.В. денежной компенсации в размере 4 000 рублей.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятого судебного акта, поскольку он является верным, основанным на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 62 и 84 КАС РФ, на нормах действующего законодательства - статьях 22 Конституции Российской Федерации, 10, 73, 80, 81, 101 УИК РФ, статье 227.1 КАС РФ, минимальных нормах обеспечения осужденных питанием и материально-бытовыми принадлежностями, установленных постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205, уставе ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России, утвержденном приказом ФСИН России от 01.04.2015 года N 273, Порядке оказания осужденным медицинской помощи, утвержденном приказом Минюста России от 28.12.2017 года N 285, разъяснении Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ от 29.09.2033 года N 1100/2731-03-116, перечне заболеваний, включенных в перечень, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном Постановлением правительства РФ от 06.02.2004 года N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью", а также согласуются с разъяснениями, данными судам в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19 июня 2007 года N 480-О-О и от 16 декабря 2010 года N 1700-О-О.
В силу части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их оспаривает.
Из содержания указанной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц, возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Установив, что в результате виновных действий административных ответчиков права административного истца были ограничены в большей степени, чем это предусмотрено федеральным законодательством, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о несоблюдении условий содержания под стражей Исакова А.В, что повлекло нарушение его неимущественных прав и причинение морального вреда.
Поскольку решение суда первой инстанции отменено судом апелляционной инстанции, обжалуемое заявителем решение районного суда, не может являться предметом проверки суда кассационной инстанции, кассационная коллегия проверяет законность апелляционного определения.
Доводы кассационной жалобы о занижении размера компенсации не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных решений, так как при определении размера компенсации судом учтены данные о личности осужденного, обстоятельства нарушений его содержания, их длительность.
Вопреки, доводам кассационной жалобы, всем доводам административного истца, указанным им в обоснование заявленных требований судом апелляционной инстанцией дана надлежащая оценка, отвечающая требованиям статьи 84 КАС РФ.
Ссылки в жалобе на нарушение норм процессуального права, допущенные судами, основанием к отмене решения не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что это привело к принятию неправильного решения (часть 4 статьи 310 КАС РФ); правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие автора с выводами суда, но их не опровергают. В жалобе не содержится доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемых решений.
Нарушений закона, перечисленных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, при рассмотрении данного дела допущено не было.
Согласно данным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационные жалоба, представление, поступившие после рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции, могут быть рассмотрены тем же или иным составом судей. Поскольку предметом такого рассмотрения выступает судебный акт суда первой инстанции и (или) апелляционное определение, а не ранее вынесенное кассационное определение, в случае если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций придет к выводу, что кассационные жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы, представления без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу Исакова Александра Викторовича оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.