Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 14 сентября 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Даниловой Т.А. на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 25 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 23 июня 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Иваново, главе города Шарыпову В.Н. об оспаривании бездействия (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-634/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Данилова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Иваново, главе города Шарыпову В.Н. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по изъятию земельного участка по адресу: "адрес" для муниципальных нужд в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ, возложении на администрацию г. Иваново обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения по адресу: "адрес" для муниципальных нужд, сообщить об исполнении решения суда в срок не позднее одного месяца с момента фактического исполнения истцу.
Требования мотивировала тем, что заключением межведомственной комиссии от 31 октября 2018 года N 507 дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. С указанной даты административный ответчик обязан принять решение и издать распоряжение о сносе и расселении в соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47. В настоящий момент указан срок расселения аварийного жилого дома 30 июня 2027 года. Однако действующее законодательство никак не связывает принятие решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения в аварийном доме с истечением срока, установленного для расселения дома или включением дома в адресную программу переселения. Поскольку указанный аварийный дом не включен в государственную программу по переселению из аварийного жилья, жилищные права собственников жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ. Срок, в течение которого земельный участок, на котором расположен аварийный жилой дом, не установлен, однако это не является правовым основанием для освобождения от исполнения обязанности, а также для длительного необоснованного бездействия. Непринятие решения об изъятии земельного участка и жилого помещения является нарушением её прав и законных интересов.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 25 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 23 июня 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Даниловой Т.А. отказано.
В кассационной жалобе Даниловой Т.А. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно статье 32 ЖК РФ если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, обязанность изъятия земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом, и жилых помещений в этом доме для муниципальных нужд, включающая в себя принятие решения об изъятии земельного участка и проведение процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка в установленном законом порядке, наступает после истечения срока сноса аварийного дома и является следствием невыполнения собственниками жилых помещений указанного требования в предоставленный срок.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Данилова Т.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением администрации г. Иваново от 6 декабря 2018 года N 1599 на основании заключения Межведомственной комиссии по оценке жилищного фонда от 31 октября 2018 года N 507 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу; на Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново возложена обязанность подготовить предложение о включении многоквартирного жилого дома в муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, исходя из объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в соответствии с установленным порядком; на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Иваново возложена обязанность в случае невыполнения собственниками помещений требования о сносе указанного многоквартирного дома в шестимесячный срок после получения уведомления от Управления жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново о выполнении в полном объеме мероприятий по расселению, осуществить снос вышеуказанного объекта.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда г. Иваново от 22 апреля 2019 года администрацией г. Иваново вынесено постановление от 11 сентября 2019 года N 1382, которым, в частности, пункт 2 постановления N1599 изложен в следующей редакции: "Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иванова в случае невыполнения собственниками помещений требования о сносе многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления, обеспечить отселение лиц, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 настоящего постановления, в срок не позднее 31 декабря 2031 года".
Данное постановление администрации г. Иваново в части определения срока обеспечения отселения лиц, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме, признано незаконным решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 26 августа 2020 года, которым одновременно на администрацию г. Иванова возложена обязанность определить разумный срок отселения граждан, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме.
Во исполнение данного судебного акта постановлением администрации г. Иваново от 15 января 2021 года N 25 признано утратившим силу постановление администрации от 11 сентября 2019 года N 1382 и одновременно внесены изменения в постановление администрации г. Иваново от 6 декабря 2018 года N 1599 "О признании многоквартирного жилого "адрес" аварийным и подлежащим сносу" в части установленного в пункте 2 данного постановления срока отселения лиц, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме, который определен "не позднее 31 декабря 2027 года".
В последующем во исполнение решения Фрунзенского районного суда г. Иваново от 22 июня 2021 года администрацией г. Иваново вынесено постановление от 17 ноября 2021 года N 1341 "О внесении изменений в постановление администрации города Иваново от 6 декабря 2018 года N 1599 "О признании многоквартирного жилого "адрес" аварийным и подлежащим сносу", которым установленный в пункте 2 постановления N 1599 срок отселения лиц, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме, сокращен до 30 июня 2027 года.
Данное постановление действует и незаконным не признано.
Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 26 мая 2021 года по административному иску Даниловой Т.А. признано незаконным бездействие администрации г. Иваново по не направлению в адрес Даниловой Т.А. требования о сносе многоквартирного "адрес"; на администрацию г. Иваново возложена обязанность направить в адрес Даниловой Т.А. требование о сносе многоквартирного "адрес" в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
30 сентября 2021 года администрацией г. Иваново в адрес собственников помещений многоквартирного дома было направлено требование N 8-03-01-15-1225/1 о сносе аварийного дома в срок до 31 декабря 2026 года.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ивановского областного суда от 12 мая 2022 года (делоN33а-941/2022), в удовлетворении административного иска Даниловой Т.А. о признании незаконным требования администрации города Иваново от 30 сентября 2021 года в части срока его исполнения до 31 декабря 2026 года отказано.
В региональную адресную программу и специальную муниципальную подпрограмму по переселению граждан из аварийного жилищного фонда указанный спорный дом до настоящего времени не включен.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что срок сноса многоквартирного дома, установленный в требовании администрации г. Иваново от 30 сентября 2021 года, не истек, в связи с чем основания для принятия решения об изъятии земельного участка, а также принадлежащего административному истцу жилого помещения у администрации г. Иваново отсутствовали, пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что администрацией г. Иванова незаконного бездействия не допущено, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, в кассационной жалобе административным истцом приводятся доводы о том, что установленный срок расселения дома до 2027 года не отвечает требованиям разумности, решение об изъятии земельного участка с жилым помещением предъявляется после отказа собственника сносить дом за свой счет в предоставленный срок, а не по его истечении.
Приведенные доводы были предметом проверки суда апелляционной инстанции, который правомерно указал на отсутствие в действующем законодательстве конкретных сроков, в течение которых осуществляется отселение жильцов дома, собственниками - снос аварийного жилого дома. При этом указал на вступившее в законную силу судебное решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 декабря 2021 года, которым отказано в удовлетворении требования Даниловой Т.А. об оспаривании требования администрации г. Иваново от 30 сентября 2021 года в части установленного срока сноса аварийного дома.
В связи с этим судебная коллегия в силу части 2 статьи 64 КАС РФ не может принять во внимание доводы жалобы, которые сводятся к несогласию с обстоятельствами, установленным судебным актом, имеющим для разрешения настоящего дела преюдициальное значение.
Равным образом не могут влиять на законность судебных актов по настоящему делу содержащиеся в жалобе утверждения о техническом состоянии дома со ссылкой на технические заключения об аварийности дома от 2016 и 2018 годов, так как они вновь относятся к обстоятельствам, которые ранее были предметом судебной проверки.
Так, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 12 мая 2022 года, которым оставлено без изменения решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 декабря 2021 года, установлено, что во всех квартирах жилого дома проживают жители, за исключением квартиры Даниловой Т.А, которые активно участвуют в содержании дома, в доме имеется центральное электро- и газоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, жители возражают против расселения дома, срок сноса дома полагают разумным, на общем собрании 9 марта 2021 года собственники помещений многоквартирного дома выбрали и реализовали способ управления, заключили договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества с ООО "ВарГо".
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов либо приведших к принятию незаконных постановлений, не допущено.
Доводы жалобы о несогласии с выводами суда относительно оценки установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств не являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
По смыслу части 3 статьи 329 КАС РФ у кассационного суда отсутствуют основания для переоценки этих доказательств и обстоятельств.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 25 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Даниловой Т.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.