Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 03 ноября 2022 г. по делу N 33-1296/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО14, судей - ФИО13 и ФИО15
при секретаре судебного заседания ФИО11
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО7, ФИО6 к ФИО8, администрации "адрес", "адрес" и ФИО16 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, признании отсутствующим права собственности, возложении обязанности прекратить запись о праве собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
по апелляционным жалобам истцов ФИО5, ФИО7 и ФИО6 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и на дополнительное решение того же суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия
установила:
истцы ФИО5, ФИО7 и ФИО6 обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, признать отсутствующим право собственности на наследственное имущество, которое состоит из жилых домов и земельных участков, находящихся по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес"; "адрес", "адрес", "адрес". Также просили обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" прекратить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности ФИО2 и ФИО8 в отношении жилого дома площадью 41.8 кв.м. с кадастровым номером N, находящегося по адресу: РИ, "адрес", "адрес", "адрес", "адрес"; жилого дома площадью 92.1 кв.м. с кадастровым номером N, находящегося по адресу: РИ, "адрес", "адрес" ФИО1, "адрес"; жилого дома площадью 69.1 кв.м. с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес"; земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером N, находящегося по адресу: РИ, "адрес", "адрес" ФИО1, "адрес" земельного участка площадью 442 кв.м. с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что наследники ФИО2 и ФИО8 не могли принять образовавшееся после смерти ФИО4 наследство, поскольку он правообладателем выше обозначенной недвижимости не являлся, и после смерти их матери ФИО3 наследники прямой очереди должны были получить наследство в равных долях.
Определением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена нотариус "адрес" ФИО1
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционных жалобах истцы ФИО5, ФИО7 и ФИО6 выражают несогласие с решением и дополнительным решением суда, просят их отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истец ФИО7, представители администрации "адрес" "адрес", администрации "адрес" и нотариус "адрес" ФИО1, извещенные о времени и месте судебного заседания, в зал судебного заседания не явились, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав истцов ФИО5 и ФИО6, представителя истца ФИО12, просивших решение и дополнительное решение суда отменить как незаконные, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Частью 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
По смыслу приведенных норм закона, предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что он являлся их субъектом на день открытия наследства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (л.д. 35 - свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ N) являлся полнородным братом истцов ФИО5, ФИО7 и ФИО6, а также супругом ФИО2 (л.д. 63 - свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ N) и отцом ответчика ФИО8 (л.д. 64 - свидетельство о рождении N).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в материалах дела (л.д. 54-58) за ФИО4 на праве собственности были зарегистрированы следующие объекты недвижимости:
жилой дом площадью 41.8 кв.м. с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес";
жилой дома площадью 92.1 кв.м. с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес";
жилой дом площадью 69.1 кв.м. с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес";
земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"
земельный участок площадью 442 кв.м. с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"
Согласно выписке из похозяйственной книги администрации "адрес" "адрес" N ФИО4 являлся собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1). Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2). Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4).
Согласно ст. 1153 указанного кодекса принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1).
На основании ст. 62 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает заявления о принятии наследства или об отказе от него. Заявление о принятии наследства или об отказе от него должно быть сделано в письменной форме.
Судом установлено, что в 2016 году нотариусом "адрес" ФИО1 открыто наследственное дело N к имуществу умершего ФИО4 Основанием для открытия явилось свидетельство о смерти наследодателя и заявление о принятии наследства от ДД.ММ.ГГГГ от супруги умершего ФИО2 и его дочери ФИО8.
Таким образом, подав нотариусу заявление о принятии наследства, ФИО2 и ФИО8 в течение установленного законом шестимесячного срока совершили юридически значимое действие по принятию наследства в установленном законом порядке.
Подача заявления о принятии наследства, как способ принятия наследства, является одним из условий для последующей выдачи свидетельства о праве на наследство при желании и по заявлению наследника по истечению шестимесячного срока для принятия наследства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО8 выдано свидетельство о праве на наследство по закону N "адрес"2 в отношении объектов, расположенных по адресу: "адрес", "адрес"
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (п. 34).
Судом первой инстанции законно сделаны выводы о том, что зарегистрированное право собственности ФИО4 при его жизни оспорено не было, а также требования о признании выписки из похозяйственной книги, на основании которых было зарегистрировано право собственности, в суд истцами не заявлялись.
Из вышесказанного следует, что ФИО2 и ФИО8, как наследники первой очереди, законно приняли отрывшееся после смерти ФИО4 наследство путем обращения с заявлением к нотариусу.
Согласно ч. 1 ст. 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери.
Наследодатель ФИО4 приходился истцам ФИО5, ФИО7 и ФИО6 полнородным братом, а, следовательно, являясь наследниками второй очереди, они могли наследовать оспариваемое имущество только в случае отсутствия наследников первой очереди - супруги и дочери.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что нет оснований для признания свидетельства о праве на наследство недействительным.
Согласно требованиям п.п. 1-3 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено, что ФИО4 являлся собственником объектов, расположенных по адресу: "адрес", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выпиской из похозяйственной книги.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что право собственности на спорное недвижимое имущество на имя истцов не зарегистрировано, тогда как у ФИО4 было зарегистрировано право собственности на спорное имущество, которое никем не оспорено, недействительным не признано.
С учетом этого судебная коллегия приходит к выводу о том, что данные обстоятельства исключают защиту прав истцов путем признания права отсутствующим, поскольку такое признание не приведет к восстановлению права собственности ФИО5, ФИО7 и ФИО6
Истцы избрали неверный способ защиты прав и законных интересов в части аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней способами, в том числе путем признания права, так и иными способами, предусмотренными законом.
Законом о регистрации предусмотрен конкретный способ защиты нарушенных прав на недвижимое имущество в судебном порядке (может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама по себе государственная регистрация права). Дополнительного способа оспаривания зарегистрированного права путем признания недействительной государственной регистрации, аннулирования записей в реестре, а также документов, ее удостоверяющих (свидетельств о государственной регистрации прав, выписок из ЕГРП) действующим гражданским законодательством, законодательством о регистрации не предусмотрено.
Надлежащим способом защиты прав на недвижимое имущество, является оспаривание правоустанавливающих документов, на основании которых в ЕГРП вносятся записи о правах. В свою очередь требования об аннулировании (признании недействительной) записи в ЕГРП не обусловлены восстановлением или защитой нарушенного права, не отвечает критериям законности и исполнимости и не могут быть удовлетворены судом. Таким образом, исковое требование в части аннулирования регистрационной записи в ЕГРП является неисполнимым и прямо противоречит действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции стороны истцов по делу и переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение того же суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО5, ФИО7, ФИО6 к ФИО8, администрации "адрес", администрации "адрес" и нотариусу "адрес" ФИО1 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, признании отсутствующим права собственности, возложении обязанности прекратить запись о праве собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним оставить без изменения, апелляционные жалобы истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО13
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.