Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 ноября 2022 г. по делу N 33а-8394/2022
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.-Н.К, судей Гончарова И.А. и Магомедовой З.А, при секретаре Дахдуеве Г.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МРИ ФНС N по РД о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по налогам, пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания с апелляционной жалобой административного истца ФИО1 на решение Шамильского районного суда РД от "дата".
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к МРИ ФНС N по РД о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по налогам, пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Требования административного истца мотивированы тем, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России N по Республике Дагестан "дата" за основным государственным регистрационным номером ИП (ОГРНИП) N.
Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя им прекращена "дата", о чем свидетельствует запись в ЕГРИП за государственным регистрационным номером (ГРН) N.
"дата" налоговым органом ему выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей N по состоянию расчетов на "дата" в которой отражена следующая задолженность.-
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до "дата") налог в размере 24113, 58 руб, пеня в размере 7879, 36 руб.
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды, истекшие до "дата" в размере: 3796, 85 руб, пеня в сумме 1660, 49 руб.;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды начиная с "дата" в размере 4746, 99 руб, пеня в сумме 1551, 09 руб.;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой
пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до "дата"). Итого в обшей сумме 43782, 32 руб.
Считал, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку недоимка образовалась до "дата".
Решением Шамильского районного суда РД от "дата" постановлено: "Административный иск ФИО1 ФИО2 удовлетворить частично.
Признать невозможной к взысканию налоговым органом с ФИО1 в связи с истечением сроков их
взыскания задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (за расчетные периоды, истекшие до "дата") в размере 3796.85 руб. и пеня к нему в сумме 1660.49 руб, всего 5457.34 рублей.
В остальной части в административном иске отказать".
С этим решением не согласился административный истец ФИО12, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в отказанной части административного иска и вынести новое решение об удовлетворении иска в этой части.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, уважительных причин их неявки коллегия не установила, представитель административного ответчика МРИ ФНС N по РД ФИО5 ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся участников судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Россиийской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ для его отмены или изменения нет.
В силу пункта 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
В соответствии со ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, основанием для принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (общества) является неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога, пени, штрафа.
Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и залоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе: в случая принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Согласно правовой позиции, выраженной в абз. 4 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от "дата" N 57, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 9, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от "дата" N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу положений статьи 44 Кодекса утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа является следствием непринятия им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию.
Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 года статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, до начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".
Частью 1 ст. И Федерального закона от "дата" N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до "дата", в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от "дата" N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Судом установлено, что ФИО2 М.К. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России N по Республике Дагестан "дата" за основным государственным регистрационным номером ИП (ОГРНИП) N.
Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя им прекращена "дата", о чем свидетельствует запись в ЕГРИП за государственным регистрационным номером (ГРН) N.
Согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей N по состоянию расчетов на "дата" отражена задолженность;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до "дата") в размере 24113, 58 руб. и пеня к нему в с)пиме 7879, 36 руб, всего 31993 руб.
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального ФОМС (за расчетные периоды, истекшие до "дата") в размере: 3796, 85 руб, пеня к нему в сумме 1660, 49 руб, всего 5457, 34 руб.;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального ФОМС (за расчетные периоды начиная с "дата") в размере 4746, 99 руб. и пеня к нему в сумме 1551, 09 руб, всего 6298, 08 руб.;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до "дата") в общей сумме 43782, 32 руб.
Суд установил, что согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей N на "дата", была отражена задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (за расчетные периоды, истекшие до "дата") в размере 3796.85 руб. и пеня к нему в сумме 1660.49 руб. всего 5457.34 рублей, срок принудительного взыскания которых истек.
Инспекция не имела возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением ввиду того, что администрированием страховых взносов за спорный период занимался ОПФ.
Орган по контролю за уплатой страховых взносов - ОПФ, не принял меры принудительного взыскания и не обратился в суд.
В соответствии с положениями Федерального закона от "дата" N243-ФЗ " О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органом НК РФ обязан уплачивать налогоплательщик обязан по уплате налога, сбора, полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с "дата" возложены на налоговые органы
Налогоплательщик в соответствии со ст.23 НК РФ обязан самостоятельно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.45 НК РФ самостоятельно исполнять обязанности страховых взносов.
Суд пришел к обоснованному выводу, что задолженность, отраженная в справке (за расчетные периоды, начиная с "дата") указанные в п.1 и 2 отзыва в сумме 38291, 02 рублей не подлежат списанию в связи с передачей налоговым органам с "дата" полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно ч. 1 ст11 Федерального закона от "дата" N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до "дата".
Вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска в части признания безнадежными к взысканию задолженности за расчетные периоды с "дата" является обоснованным, сделан при правильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют те, которые были предметом судебного разбирательства, они проверены судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шамильского районного суда РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Шамильский районный суд Республики Дагестан.
Председательствующий А.-Н.К. Джарулаев
Судьи И.А. Гончаров
З.А. Магомедова
Мотивированное апелляционное определение вынесено 21 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.