Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Киселева Игоря Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 25 от 16 ноября 2021 года и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 4 марта 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 25 от 16 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 4 марта 2022 года, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" (далее - ООО "СтройГрупп", общество) "данные изъяты" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в размере 10 181 138, 62 руб.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит об отмене приведенных актов как не основанных на относимых и допустимых доказательствах и прекращении производства по делу ввиду наличия неустранимых сомнений в его виновности.
Прокурор г.Череповца Вологодской области, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, в установленный срок возражений на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
На основании части 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Согласно частью 1 статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что Управлением архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства и ремонтов" (МКУ "УКСиР") в соответствии с требованиям ст.51 Градостроительного кодекса РФ 10.07.2020 года выдано разрешение на строительство "данные изъяты" Объект капитального строительства в соответствии с проектной документацией - "Детский сад в 105 мкр.". Срок действия разрешения на строительство - до 10.05.2022 г.
Финансирование строительства объекта: "Детский сад в 105 мкр."
предусмотрено федеральным проектом "Содействие занятости женщин -создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет", входящего в состав национального проекта "Демография".
7 июля 2020 года между МКУ "Управление капитального строительства и ремонтов", действующим от имени МО "Город Череповец", и ООО "СтройГрупп" по результатам аукциона в электронной форме заключен государственный контракт "данные изъяты", цена которого составляет 405 000 000, 18 рублей, на строительство "Детский сад в 105 мкр.".
В соответствии с п.1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство по строительству объекта "Детский сад в 105 мкр" в соответствии с Описанием объекта закупки (Техническим заданием), в том числе в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение АУ ВО "Управление Госэкспертизы по Вологодской области", Графиком строительно-монтажных работ в сроки на условиях Контракта, а Заказчик обязуется принять Объект и оплатить Подрядчику выполненные по Объекту работы в соответствии с графиком оплаты выполненных работ и условиями данного Контракта.
Согласно п.3 указанного контракта начало выполнения работы: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ по Контракту - 1 августа 2021 года.
В соответствии с п. 12.1 Контракта, стороны несут ответственность за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиям настоящего контракта.
В ходе проведенной контрольно-правовым управлением мэрии города внеплановой камеральной проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (акт внеплановой камеральной проверки от 13 августа 2021 года N 69/01-13-47) выявлено, что по состоянию на 1 августа 2021 года в установленный государственным контрактом срок обязательства ООО "Строй Групп" не исполнены, выполнено работ на сумму 201 377 227, 63 рубля, размер неисполненных обязательств по контракту составляет 203 622 772, 37 руб, что привело к нарушению условий государственного контракта.
МКУ "УКСиР" за нарушение сроков исполнения Графика выполнения работ при выполнении работ предъявил и удержал у подрядчика штрафы в размере 1000 000 рублей (18 сентября 2020 года - 100 000 рублей, 15 февраля - 300 000 рублей, 3 марта 2021 года - 600 000 рублей). Подрядчику предъявлены штрафы за нарушения на общую сумму 1 400 000 рублей, в том числе за отсутствие доступа на сумму 800 000 рублей, ненадлежащее качество работ на суму 300 000 рублей, нарушение техники безопасности на сумму 300 000 рублей. Согласно исследованного судом акта причиной неисполнения условий контракта является ненадлежащее исполнение подрядчиком срока выполнения строительно-монтажных работ по объекту.
Вследствие допущенных ООО "СтройГрупп" нарушений условий Контракта, лица, имеющие право на дошкольное образование, остались без необходимых мест, что могло повлечь возникновение причинения угрозы охраняемым законом интересам общества, вреда жизни и здоровью людей.
г. прокуратурой города генеральному директору ООО "СтройГрупп" ФИО3 объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, однако конкретных мер, направленных на исполнение обязательств по контракту, в установленный срок не принято.
ФИО1, являясь генеральным директором ООО "Строй Групп", выполняя организационно-распорядительные обязанности в организации, ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, в результате чего в деятельности общества были допущены нарушения, повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Бездействие генерального директора ООО "СтройГрупп" ФИО1
повлекло неисполнение обязательств, предусмотренных Государственным контрактом от 7 июля 2020 года N "данные изъяты" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту, что привело к негативным последствиям, а именно: не освоение бюджетных средств; не достижение целевых показателей в рамках исполнения национального проекта "Демография", неисполнение полномочий муниципального образования по обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в Зашекснинском районе дефицит мест составляет 2121, из них планировалось зачисление в детский сад в 105 мкр 120 детей с полутора до 3 лет и 300 детей с 3 до 7 лет, что прямо влечет причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
При таких обстоятельствах, должностным лицом общества ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, должностное лицо, допустившее неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями в части срока производства работ, должностное лицо подрядчика обязано было проанализировать возможные риски, правовые последствия, а также соразмерность объема работ и срока, отведенного для ее выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения государственного контракта.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Деяние ФИО1, ненадлежащим образом исполнившего свои служебные обязанности, квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного выше Кодекса и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ФИО1 не принял все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 статьи 28.2 названного кодекса.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы ФИО1 на постановление судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со статьями 26.1, 29.10, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебных актах дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судьи пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 25 от 16 ноября 2021 года и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 4 марта 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.