Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Широковой Е.А, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Гаврилюка О. АнатО.ча на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 05 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 16 марта 2022 года по административному делу N 2а-265/2022, по административному исковому заявлению Гаврилюка О. АнатО.ча к Территориальной избирательной комиссии Прионежского района об отмене решения о регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Гаврилюка О.А. - Косенковой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Территориальной избирательной комиссии Прионежского района (далее - ТИК Прионежского района) от 8 января 2022 г. N 33/1-05 на 20 марта 2022 г. были назначены досрочные выборы Главы Деревянского сельского поселения.
Решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N39/4-05 Гаврилюк О.А. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Деревянского сельского поселения.
Востриков А.П. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Деревянского сельского поселения решением ТРОС Прионежского района от 04.02.2022 N39/5-05.
Гаврилюк О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения о регистрации Вострикова А.П. сославшись на то, что в заявлении о согласии баллотироваться Востриков А.П. указал, что является депутатом Совета Деревянского сельского поселения на непостоянной основе, вместе с тем, среди представленных им документов соответствующая справка отсутствовала, вместо нее были представлены: письмо за подписью заместителя председателя территориальной избирательной комиссии Чугункова С.И. от 28.01.2022, копия решения комиссии от 15.09.2020 N 4 "Об установлении результатов дополнительных выборов депутатов Совета Деревянского сельского поселения 4 созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 6", а также справка, подписанная Цыкуновым А.В, который заместителем председателя Совета Деревянского сельского поселения не является.
Полагая, что представленные Востриковым А.П. документы не подтверждают его статус депутата представительного органа, а также ссылаясь на нарушение принципа равенства кандидатов, административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N 39/5-05 "О регистрации кандидата на должность Главы Деревянского сельского поселения Вострикова А.П.".
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 05 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 16 марта 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Из материалов дела следует, что постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 02.04.2009 N 41/218-4 полномочия избирательной комиссии Деревянского сельского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Прионежского района.
Решением N33/1-05 ТИК Прионежского района от 08.01.2022 на 20.03.2022 назначены досрочные выборы Главы Деревянского сельского поселения.
Решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N39/4-05 Гаврилюк О.А. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Деревянского сельского поселения.
Востриков А.П. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Деревянского сельского поселения решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N39/5-05.
28.01.2022 Востриков А.П. представил в ТИК Прионежского района (входящий N 34) в качестве документа, подтверждающего его статус депутата, справку от 26.01.2022, подписанную заместителем председателя Совета Деревянского сельского поселения Цыкуновым А.В, в которой указано, что Востриков А.П. является депутатом Совета Деревянского сельского поселения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Кроме того, в справке указано, что данный документ выдан А.В. Цыкуновым на неофициальном бланке Совета Деревянского сельского поселения без исходящего номера и без соответствующей печати, поскольку местонахождение председателя Совета Деревянского сельского поселения Кудина Н.Н. неизвестно, дозвониться до него не представилось возможным, допуска к бланкам и журналу регистрации исходящей корреспонденции у Цыкунова А.В. нет, печать заместителю председателя Совета Деревянского сельского поселения не передавалась.
Из материалов дела также следует, что в ходе осуществления надзора за реализацией на территории Прионежского муниципального района исполнения законодательства в период проведения в 2022 году избирательной кампании и выборов муниципального уровня на территории Деревянского сельского поселения установлено, что достоверность представленных сведений Востриковым А.П. о том, что он является депутатом Совета Деревянского сельского поселения сомнений не вызывает, что подтверждается решением ТИК Прионежкого района от 15.09.2020 N 4, в связи с чем, заместителю ТИК Прионежского района Чугункову С.И. заместителем прокурора Прионежского района внесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства при реализации Востриковым А.П. конституционного права на участие в выборах.
Кроме того, судом установлено, что Востриков А.П. 24.01.2021 обращался к Председателю Совета депутатов Деревянского сельского поселения Кудину Н.Н. и Заместителю Главы администрации Деревянского сельского поселения Сакалаускене Е.С. о выдаче ему справки о том, что он является депутатом Совета Деревянского сельского поселения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, однако запрашиваемая справка ему не выдана.
Не согласившись с решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N 39/5-05 "О регистрации кандидата на должность главы Деревянского сельского поселения Вострикова А.П.", административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата Вострикова А.П, поскольку факт того, что Востриков А.П. является депутатом Совета Деревянского сельского поселения никем не оспаривался, а кроме того, избирательным законодательством Российской Федерации вид и форма документов, которые должны быть представлены кандидатами для подтверждения данных, указанных в заявлении о желании баллотироваться, в т.ч. и для подтверждения статуса депутата, не определены.
Судебная коллегия не по административным делам Верховного Суда Республики Карелия признала данные выводы суда первой инстанции законными по следующим основаниям.
Частями 1 и 3 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при этом гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Частью 1 ст. 1, ст. 2 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683- ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" (далее - Закон Республики Карелия N 683-ЗРК) закреплено, что указанный Закон устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, которые организуются и проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Закона N 67- ФЗ, Закона N 131-ФЗ, Конституции Республики Карелия, настоящего Закона, иных законов Республики Карелия, уставов муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно п. 2 и подп. "б" п. 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть приведены сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа, а также приложены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В силу чч. 2, 2.2 ст. 20 Закона N 683-ЗРК соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением, предусмотренным ч. 2 настоящей статьи, представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий); если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Частью 5 ст. 60 Закона Республики Карелия N 683-ЗРК установлено, что решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией муниципального образования с нарушением требований, предусмотренных частями 14-16 статьи 26 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Законом.
Предоставление зарегистрированному кандидату права оспаривать решение избирательной комиссии о регистрации другого кандидата является продолжением принципа конституционного принципа равенства всех перед законом, нашедшего свое продолжение применительно к избирательному законодательству в равенстве прав и обязанностей кандидатов (п.1 ст.39 Федерального закона N 67-ФЗ) и призвано исключить возможные злоупотребления, недочеты или иные нарушения избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидата, притом что правовые основания для их регистрации на момент принятии решения отсутствовали.
Учитывая изложенное, а также то, что действующим избирательным законодательством Российской Федерации форма документа, который должен быть представлен кандидатом при подаче заявления о желании баллотироваться, в частности для подтверждения статуса действующего депутата, не установлена, при этом факт избрания Вострикова А.П. депутатом Совета Деревянского сельского поселения по одномандатному избирательному округу N 6 подтвержден решением Территориальной избирательной комиссии Прионежкого района "Об установлении результатов дополнительных выборов депутатов Совета Деревянского сельского поселения 4 созыва по одномандатным избирательным округам N2 и N6" от 15.09.2020 N4 и, обращаясь в избирательную комиссию с заявлением о желании баллотироваться, Востриковым А.П. были представлены необходимые и достаточные документы для регистрации его кандидатом в депутаты, суд правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Прионежского района от 04.02.2022 N 39/5-05 "О регистрации кандидата на должность Главы Деревянского сельского поселения Вострикова А.П." является законным и обоснованным.
Представленная Востриковым А.П. справка от 26.01.2022 за подписью заместителя председателя Совета Деревянского сельского поселения Цыкунова А.В, помимо прочих документов, не свидетельствует о неполноте обязательных сведений о кандидате, не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем и не является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного п. 1 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Решением Совета Деревянского сельского поселения от 25.10.2017 Цыкунов А.В. был избран депутатом в Совет Прионежского муниципального района IV созыва.
Представление иных документов Востриковым А.П. было невозможно в связи с тем, что в их выдаче, как указано выше, ему отказали. Отказ в регистрации Вострикова А.П. при таких обстоятельствах привёл бы к незаконному лишению его активного избирательного права.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 05 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 16 марта 2022 года по административному исковому заявлению Гаврилюка О. АнатО.ча к Территориальной избирательной комиссии Прионежского района об отмене решения о регистрации кандидата, оставить без изменения, кассационную жалобу Гаврилюка О. АнатО.ча - без удовлетворения.
Решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 05 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 16 марта 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.