Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Петровой Ю.Ю, судей Беспятовой Н.Н, Яроцкой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Тотемского района Вологодской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о возложении обязанности, по кассационной жалобе Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокуратура Тотемского района Вологодской области в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга и интересов Российской Федерации лиц обратилась в суд с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, в котором просила возложить на ответчиков обязанность солидарно ликвидировать в срок до 30 октября 2022 г. несанкционированные места размещения отходов производства и потребления, расположенные в квартале 166, в выделе 8 Тотемского участкового лесничества Тотемского государственного лесничества Вологодской области с указанными в иске координатами их местонахождения.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 14 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 июня 2022 г, иск к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области удовлетворен, в удовлетворении требований к Департаменту лесного комплекса Вологодской области отказано.
В кассационной жалобе Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области просит об отмене решения суда и апелляционного определения, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент лесного комплекса Вологодской области. В дополнениях к кассационной жалобе указывает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Садинова Т.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, полагавшего доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 58, пунктами 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях, в том числе Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ).
Согласно преамбуле Закона об ООПТ особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В границах природных заказников выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях (часть 1 статьи 12 Закона об ООПТ).
Государственные природные заказники могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального или регионального значения.
В соответствии со статьей 23 Закона об ООПТ создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 24 Закона об ООПТ установлено, что задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Как следует из пункта 5 статьи 24 Закона об ООПТ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Согласно пункту 2 статьи 33 Закона об ООПТ предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Вологодского областного совета народных депутатов от 30 июня 1987 г. N 353 "Об утверждении государственных заказников и памятников природы областного значения" образован государственный природный заказник "Изониха".
Постановлением Правительства Вологодской области от 28 июня 2010 г. N 727 "Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях областного значения комплексных (ландшафтных) государственных природных заказниках в Тотемском районе Вологодской области" природный заказник отнесен к особо охраняемой природной территории областного значения.
Указанным постановлением также утверждено Положение об особо охраняемой природной территории областного значения комплексном (ландшафтном) государственном природном заказнике "Изониха" в Тотемском районе Вологодской области, из которого следует, что природный заказник образован без изъятия земель и земельных участков у их правообладателей (раздел 2).
Обязанности по охране государственного природного заказника, государственное управление и региональный государственный надзор в области охраны и использования ООПТ на территории природного заказника возлагаются на Департамент природных ресурсов и окружающей среды области (пункты 10.1. и 10.2. Положения о государственном природном заказнике).
Финансирование работ по содержанию и охране государственного природного заказника осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и иных, не запрещенных законодательством источников (раздел 11).
В результате проведенного 24 июня 2021 г. прокуратурой Тотемского района Вологодской области обследования территории Тотемского участкового лесничества в квартале 166 выделах 8 и 4 на территориях ООПТ "Изониха", расположенных на землях лесного фонда, выявлено засорение территории ООПТ - складирование в лесном фонде производственных отходов: на площади 0, 006 га в объеме 60 куб.м, на площади 0, 0021 га в объеме 21 куб.м, на площади 0, 01 га в объеме 162 куб.м, на площади 0, 003 га в объеме 47, 25 куб.м, на площади 0, 04 га в объеме 180 куб.м, производственных отходов (опилки): на площади 0, 17 га в объеме 2550 куб.м, на площади 0, 2 га в объеме 1008 куб.м, (горбыль) на площади 0, 05 га в объеме 741 куб.м, бытовых отходов: на площади 0, 01 га в объеме 108 куб.м, на площади 0, 00075 га в объеме 7, 5 куб.м.
Установить лиц, допустивших захламление территории заказника, не представилось возможным, в связи с чем постановлением от 12 февраля 2021 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было прекращено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, приняв во внимание, что в соответствии с Положением о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 5 апреля 2010 г. N 362, Департамент исполняет полномочия (функции) в области обращения с отходами производства и потребления, в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, исходил из выводов о необходимости возложения на него обязанности по исполнению заявленного прокуратурой требования о ликвидации в срок до 30 октября 2022 г. несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления на территории ООПТ "Изониха".
Проанализировав Положение о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 5 апреля 2010 г. N 362, и Положение о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 г. N 1108, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, с чем судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 5 апреля 2010 г. N 362, Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования, государственный контроль (надзор) на территории области в установленных настоящим Положением сферах.
Согласно пункту 2 Положения одной из задач Департамента является обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (за исключением областных биологических (зоологических) заказников).
В целях достижения основных задач Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области исполняет полномочия (функции) в области обращения с отходами производства и потребления, в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (за исключением областных биологических (зоологических) заказников) (подпункты 3.1.3 и 3.1.4 пункта 3.1 Положения).
С учетом приведенных выше норм законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке ООПТ "Изониха" от производственных отходов лесопиления охватывается полномочиями Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.
Доводы представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, полагавшего, что на органы исполнительной власти субъекта не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых органы исполнительной власти Вологодской области какой-либо контроль с целью недопущения захламления территории не осуществляют, и что ликвидация обнаруженных свалок должна производиться Департаментом лесного комплекса Вологодской области в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса за счет средств федерального бюджета, судом апелляционной инстанции отклонены.
В соответствии с Положением о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 г. N 1108, Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.
В силу пункта 2 Положения целью деятельности Департамента как органа исполнительной государственной власти области является осуществление управленческих и административных полномочий в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.
Согласно пункту 2.2.6. Положения для достижения указанной цели Департамент осуществляет охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.
В отношении особо охраняемых природных территорий областного значения на Департамент возложены полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах (пункт 2.29 Положения), а также по внесению в государственный лесной реестр сведений об объеме, видовом (породном) и сортиментном составе древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в собственности Вологодской области (пункт 2.3.41. Положения).
Рассматриваемым Положением обязанность Департамента по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по ликвидации свалок на особо охраняемых природных территориях, не установлена.
Пунктом 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с указанной нормой права постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Исходя из содержаний указанных Правил очистка лесов от захламления не включена в перечень мер санитарной безопасности в лесах.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения обязанности по устранению захламления особо охраняемой природной территории "Изониха" на Департамент лесного комплекса Вологодской области суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Указанные в дополнениях к кассационной жалобе доводы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции не приводились, предметом проверки и обсуждения судебных инстанций не являлись, выводов судов не опровергают и поводом для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений послужить не могут.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не усмотрев предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.